О подразделении
Основные сведения
  • Ликвидировано 30.11.2011
  • Наименование Кафедра «Управление эксплуатационной работой», УЭР
О подразделении

В 1924 году в Московском институте инженеров транспорта был образован эксплуатационный факультет. Этому факультету ставилась задача готовить специалистов по управлению эксплуатационной работой железных дорог, т.е. менеджеров способных руководить работой станций, а по мере накопления практического опыта – отделениями железных дорог и железными дорогами, занимать ответственные руководящие посты на уровне Министерства путей сообщения.

С созданием эксплуатационного факультета из кафедры «Железные дороги» выделились кафедры «Станции и узлы» (первый заведующий – академик В.Н. Образцов) и «Эксплуатация железных дорог» (первый заведующий – профессор И.И. Васильев).

Наука об эксплуатации железных дорог – одна из основных составляющих железнодорожной науки. Ее главной задачей является разработка методов наиболее рационального управления и использования средств железнодорожного транспорта с целью полного удовлетворения требований грузоотправителей в перевозках, обеспечения безопасности движения поездов и достижения максимального экономического эффекта от организации перевозок на железных дорогах.

Одним из базовых направлений научных исследований кафедры являлось разработка новых прогрессивных методов организации и управления перевозочным процессом. На кафедре выполнялись работы в области теории маневровой работы, графика движения поездов, пропускной способности железнодорожных направлений, рационального использования вагонного и локомотивного парка, планирования и регулирования перевозок, специализации грузовых поездов, маршрутизации перевозок, разработки технологии работы станции.

В 1926 году профессором Васильевым была разработана методика расчетов для определения выгодности специализации поездов, которая используется при расчете оптимального плана формирования грузовых поездов. Теория и практика организации вагонопотоков постоянно совершенствовались и развивались.

Значительный рост объемов перевозочной работы на железнодорожном транспорте потребовал усовершенствованных методов расчета по развитию пропускной способности железных дорог. Этой проблемой на кафедре занимались: профессора И.И. Васильев, Б.М. Максимович, И.Г. Тихомиров, К.К. Тихонов, А.М. Макарочкин, Дьяков Юрий Вячеславович, Батурин Александр Павлович и др.

Решены крупные научные задачи по определению эффективности отдельных способов усиления пропускной способности и установления технического оснащения линий (профессор К.К. Тихонов), оптимизации многоэтапного процесса развития пропускной способности железнодорожных линий (профессора А.М Макарочкин, Дьяков Юрий Вячеславович, Батурин Александр Павлович).

профессор А.М. Макарочкинпрофессор И.Б. Сотниковпрофессор В.М. Акулиничев

Значительная часть научных исследований кафедра посвящала проблемам совершенствования технологических процессов работы станций. С использованием математических методов и моделирования станционных процессов разработаны методы расчета оптимального технического оснащения работы станций (профессора В.М. Акулиничев, И.Б. Сотников, Н.Н. Шабалин, Иловайский Николай Дмитриевич, Шмулевич Михаил Израилевич, Выгнанов Александр Аполлонович, Корешков Анатолий Николаевич).

На кафедре проводились крупные исследования в области системы организации вагонопотоков. Профессором А.П. Петровым предложен метод расчета для выбора оптимального варианта плана формирования грузовых поездов из большего числа возможных вариантов. Свои методики расчета оптимального плана формирования были разработаны профессорами И.И. Васильевым, В.М. Акулиничевым, Тулуповым Львом Петровичем, Б. Дел Рио.

Дальнейшее совершенствование методики расчета оптимального плана формирования одногруппных грузовых поездов принадлежат профессорам Батурину Александру Павловичу, Бородину Андрею Федоровичу.

Научный вклад в развитие методов расчета отправительской маршрутизации внесли профессора кафедры Н.Е. Боровой, Гоманков Фёдор Степанович.

Одной из важных проблем эксплуатационной науки является разработка и построение графика движения поездов. Значительный вклад в теорию графика движения поездов внесли профессора кафедры И.И. Васильев, А.П. Петров, Б.М. Максимович, И.Б. Сотников, А.М. Макарочкин, Дьяков Юрий Вячеславович.

профессор Кочнев Фёдор Петровичпрофессор Тулупов Лев Петрович

На кафедре впервые в нашей стране были проведены расчеты по составлению графиков движения поездов на ЭВМ.

По разработанному доцентом кафедры Н.А. Самариной алгоритму выполнены расчеты по составлению графика движения поездов на конкретных направлениях сети: Орехово-Балезино, Иловайское-Минеральные воды, Ртищево-Пенза, Можайск-Смоленск, общей протяженностью 2000 км.

На кафедре создана научная школа в области пассажирских перевозок, возглавляемая заслуженным деятелем науки и техники РФ, д.т.н., профессором Кочневым Фёдором Петровичем.

Выполнен большой объем научных исследований в области совершенствования пассажирских перевозок. Разработан план формирования пассажирских поездов (профессор Шубко Владимир Григорьевич), который используется на сети железных дорог. Значительные работы проведены в области развития пригородных перевозок (профессор Пазойский Юрий Ошарович. Выполнены расчеты по оптимизации графика оборота пригородных составов, позволивший получить огромный эффект в масштабе сети железных дорог. На кафедре проводились крупные исследования по развитию автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом и эргодических систем (профессора Л.П. Тулупов, М.И. Шубко, Г.А. Платонов).

В настоящее время Кафедрой «Управление эксплуатационной работой» выполняются исследования по адаптации работы железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики, повышению конкурентоспособности на рынке транспортных услуг. Под руководством зав. кафедрой профессора Батурина Александра Павловича в рамках инновационной программы выполняется комплекс работ по совершенствованию учебного процесса.