Основными научно-исследовательскими интересами кафедры являются работы в области экологии судовой энергетики, энергоэффективности судов, надежности СЭУ и её элементов, а также внедрение современных систем диагностирования и управления, с целью повышение эксплуатационной эффективности судовых агрегатов и установок; обеспечение мониторинга состояния электрооборудования и систем автоматического управления электрооборудованием судоходных гидротехнических сооружений; проектирование маломерных судов и судов из композитных материалов. Кафедра включилась в программы по вопросам внедрения и эксплуатации полуавтономных и автономных судов, в части автоматизации и диагностики энергетической установки и обеспечение управляемости в условиях ограниченного фарватера.
Кафедра является выпускающей по следующим специальностям:
26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»;
26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»;
26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».
Перечень читаемых дисциплин, закрепленных за кафедрой:
История кафедры (дата основания, ключевые события, ключевые фигуры).
Кафедра была создана в 2022 году на базе трех кафедр: кафедры электрооборудования, кафедры судовых энергетических установок и автоматики и кафедры судостроения и судоремонта.
В 1980 году на базе Московского института инженеров водного транспорта, образована профилирующая кафедра «СЭУ» для обучения студентов специальности «Судовые машины и механизмы». Кафедру в течение 30 лет возглавлял бессменный руководитель д.т.н., чл.-корр. АН, заслуженный деятель науки и техники профессор Толшин Валерий Иннокентьевич.
С 1985 года велась подготовка инженеров по специальностям: «СЭУ» и «Эксплуатация СЭУ». Осуществлялось широкое применение автоматики в учебном процессе. Доцентом, к.т.н. Моргуновым В.Н была создана лаборатория автоматики. Первый компьютеризированный стенд с дизелем был создан силами выпускника кафедры Якунчикова В.В. В дальнейшем научные работы кафедры были направлены на улучшение экологии воздушной среды на водном транспорте. Созданы судовые установки с нейтрализаторами и системой рециркуляции отработавших газов. С 1990 года были начаты работы по внедрению природного газа на речном транспорте, позволяющего получить низкие токсичные выбросы. В 1997 г., активном участии проф. Епифанова В.С., переоборудован и прошел ходовые испытания на природном газе теплоход «Москва».
Кафедра электрооборудования, как самостоятельное подразделение, была образована в июле 2003 года. Внесли большой вклад в развитие кафедры и на протяжении многих лет входили в постоянный состав кафедры: заведующий кафедрой профессор Муравьёв В.М., профессор Парамонова В.И., профессор Власов Д.Г., доценты: Сандлер М.С., Медведев Ю.М., Щетинин В.А., старшие преподаватели: Акимова В.А., Немец Е.Р., Сиркен М.А. Кафедра осуществляла методическое руководство лабораториями электрооборудования и выполняла научно-исследовательские работы в рамках реализации федерально-целевой программы РФ в части обеспечения устойчивого функционирования судоходных гидротехнических сооружений и совершенствования средств навигационного ограждения на внутренних водных путях России. При кафедре сегодня функционируют лаборатория общей электротехники, лаборатория технического ремонта и обслуживания электрооборудования, учебный кабинет автоматизированного электропривода и диагностирования АЭП, учебный кабинет электрических машин и судового электрооборудования и средств автоматики, учебный кабинет компьютерных технологий, учебный кабинет электроники и электропривода с ППУ и гребных электрических установок, демонстрационный кабинет палубного оборудования.
Кафедра судостроения и судоремонта образована при создании Московского института инженеров водного транспорта в 1980 году. Однако работа по ее организации была начата еще в бытность Московского филиала ЛИИВТа.
Создателем кафедры по праву следует считать профессора А.Ф. Видецкого, который по роду своей деятельности был инициатором развития судостроения на промышленных предприятиях отрасли речного транспорта и поборником внедрения индустриальных методов судоремонта. Основным на период становления кафедры было создание лабораторной базы, необходимой для проведения работ по спецдисциплинам. Совместными усилиями сотрудников кафедры: акад. А.И. Макаренко, доц. Ю.К. Аристова, проф. В.С. Амелина, проф. Ю.Г. Бибикова, проф. В.И. Волхонова, инж. Е.Л. Смирнова, инж. В.А. Ермакова и др. эта задача была решена.
Были созданы лаборатории теории и устройства судна, судостроения и судоремонта, материаловедения, взаимозаменяемости и стандартизации.