Основные сведения
О подразделении

Основными научно-исследовательскими интересами кафедры являются работы в области экологии судовой энергетики, энергоэффективности судов, надежности СЭУ и её элементов, а также внедрение современных систем диагностирования и управления, с целью повышение эксплуатационной эффективности судовых агрегатов и установок; обеспечение мониторинга состояния электрооборудования и систем автоматического управления электрооборудованием судоходных гидротехнических сооружений; проектирование маломерных судов и судов из композитных материалов. Кафедра включилась в программы по вопросам внедрения и эксплуатации полуавтономных и автономных судов, в части автоматизации и диагностики энергетической установки и обеспечение управляемости в условиях ограниченного фарватера.

Образовательные программы

Кафедра является выпускающей по следующим специальностям:

26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»;

26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»;

26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».

Преподаваемые дисциплины

Перечень читаемых дисциплин, закрепленных за кафедрой:

  • Автоматизированные системы управления СЭУ (для специальности 26.05.06)
  • Архитектурно-художественное проектирование и конструирование (для специальности 26.03.02)
  • Вахтенное обслуживание СЭУ (для специальности 26.05.06)
  • Введение в специальность (для специальности 26.05.06)
  • Введение в специальность (для специальности 26.05.07)
  • Гидромеханика (для специальности 26.05.06)
  • Гребные электрические установки (для специальности 26.05.07)
  • Диагностирование и ремонт элементов САЭЭС (для специальности 26.05.07)
  • Диагностирование судового электрооборудования (для специальности 26.05.06)
  • Динамика судовых ДВС (для специальности 26.05.06)
  • Защита судов от коррозии (для специальности 26.03.02)
  • Информационные технологии в технической эксплуатации судовых электроустановок и оборудования (для специальности 26.05.07)
  • Классификация и техническое наблюдение за постройкой и эксплуатацией судов (для специальности 26.03.02)
  • Конструкции двигателей внутреннего сгорания (для специальности 26.05.06)
  • Конструкция и эксплуатация топливной аппаратуры (для специальности 26.05.06)
  • Метрология, стандартизация и сертификация на водном транспорте (для специальности 26.05.05)
  • Метрология, стандартизация и сертификация на водном транспорте (для специальности 26.05.06)
  • Метрология, стандартизация и сертификация на водном транспорте (для специальности 26.05.07)
  • Микропроцессорные системы управления в судовой энергетике (для специальности 26.05.07)
  • Моделирование процессов обтекания судов (для специальности 26.03.02)
  • Моделирование судового электрооборудования и средств автоматизации (для специальности 26.05.07)
  • Мониторинг работы электрических, электронных систем и систем управления (для специальности 26.05.07)
  • Общая электротехника и электроника (для специальности 26.03.01)
  • Общесудовые и специальные системы (для специальности 26.05.06)
  • Основы автоматики и теории управления техническими системами (для специальности 26.05.06)
  • Основы научных исследований (для специальности 26.05.07)
  • Основы теории надежности и диагностики (для специальности 26.05.06)
  • Основы теории судового электропривода (для специальности 26.05.07)
  • Основы технической эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматизации (для специальности 26.05.07)
  • Подготовка моториста (для специальности 26.05.06)
  • Подготовка судового электрика (для специальности 26.05.07)
  • Проектирование судов (для специальности 26.03.02)
  • Развитие судовых тепловых машин и энергетических установок (для специальности 26.05.06)
  • Расчет прочности судовых конструкций (для специальности 26.03.02)
  • Специализированные программы в судостроении (для специальности 26.03.02)
  • Суда и составы для ограниченного фарватера (для специальности 26.03.02)
  • Судовая электроника и силовая преобразовательная техника (для специальности 26.05.07)
  • Судовое высоковольтное оборудование (для специальности 26.05.07)
  • Судовые автоматизированные электроэнергетические системы (для специальности 26.05.07)
  • Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства (для специальности 26.05.06)
  • Судовые двигатели внутреннего сгорания (для специальности 26.05.06)
  • Судовые информационно-измерительные системы (для специальности 26.05.07)
  • Судовые компьютерные системы и сети (для специальности 26.05.07)
  • Судовые котельные и паропроизводящие установки (для специальности 26.05.06)
  • Судовые системы и судовые вспомогательные механизмы (для специальности 26.05.07)
  • Судовые турбомашины (для специальности 26.05.06)
  • Судовые устройства (для специальности 26.03.02)
  • Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха (для специальности 26.05.06)
  • Судовые электрические аппараты (для специальности 26.05.07)
  • Судовые электрические машины (для специальности 26.05.07)
  • Судовые электроприводы (для специальности 26.05.07)
  • Судовые энергетические установки (для специальности 26.05.06)
  • Судовые энергетические установки (для специальности 26.05.07)
  • Теоретические основы электротехники (для специальности 26.05.06)
  • Теоретические основы электротехники (для специальности 26.05.07)
  • Теория автоматического управления (для специальности 26.05.07)
  • Теория и устройство судна (для специальности 26.03.01)
  • Теория и устройство судна (для специальности 26.03.03)
  • Теория и устройство судна (для специальности 26.05.05)
  • Теория и устройство судна (для специальности 26.05.06)
  • Теория и устройство судна (для специальности 26.05.07)
  • Теория и устройство судна (для специальности 38.03.02)
  • Теория корабля. Ходкость и управляемость (для специальности 26.03.02)
  • Теория надежности технических систем (для специальности 26.05.06)
  • Технико-экономические расчеты в судостроении и судоремонте (для специальности 26.03.02)
  • Техническая термодинамика и теплопередача (для специальности 26.05.06)
  • Техническая экспертиза, оценка и страхование судов (для специальности 26.03.02)
  • Техническая эксплуатация флота (для специальности 26.03.02)
  • Техническое обеспечение безопасности судов (для специальности 26.05.06)
  • Техническое обслуживание и ремонт судового электрического, электронного оборудования и средств автоматики (для специальности 26.05.07)
  • Технологии композитного судостроения (для специальности 26.03.02)
  • Технология судоремонта (для специальности 26.03.02)
  • Технология технического обслуживания и ремонта судов (для специальности 26.05.06)
  • Трехмерное компьютерное моделирование в судостроении (для специальности 26.03.02)
  • Частотное регулирование в судовом электроприводе (для специальности 26.05.07)
  • Эксплуатация основных фондов судостроительных и судоремонтных предприятий (для специальности 26.03.02)
  • Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств (для специальности 26.05.06)
  • Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания (для специальности 26.05.06)
  • Эксплуатация судовых котельных и паропроизводящих установок (для специальности 26.05.06)
  • Эксплуатация судовых турбомашин (для специальности 26.05.06)
  • Эксплуатация судовых холодильных установок и систем кондиционирования воздуха (для специальности 26.05.06)
  • Электрооборудование судов (для специальности 26.03.02)
  • Электрооборудование судов (для специальности 26.05.06)
  • Электрооборудование судов (для специальности 26.05.07)
  • Электротехнические материалы и технологии (для специальности 26.05.07)
  • Элементы и функциональные устройства судовой автоматики (для специальности 26.05.07)
  • Энергетические установки и электрооборудование судов (для специальности 26.05.05)
  • Энергоустановки машин наземного транспорта портов (для специальности 26.05.06)
Направления научно-исследовательской деятельности
  • эксплуатация многотопливные системы,
  • применения газа в качестве моторного топлива на судах,
  • снижения токсичности судовых дизелей,
  • снижения вибрации,
  • повышения надежности СЭУ,
  • увеличение энергоэффективности судов,
  • внедрение современных систем управления СЭУ,
  • внедрение системы диагностирования состояния СДВС с использованием экспертной системы и систем на базе ИИ,
  • повышение эксплуатационной эффективности судовых дизелей,
  • обеспечение управляемости безэкипажных судов и составов в условиях ограниченного фарватера,
  • мониторинг состояния электрооборудования и систем автоматического управления электрооборудованием судна и береговых электроэнергетических установок,
  • проектирование маломерных судов,
  • проектирование судов из композитных материалов,
  • исследования сопротивления движению судов.
История

История кафедры (дата основания, ключевые события, ключевые фигуры).

Кафедра была создана в 2022 году на базе трех кафедр: кафедры электрооборудования, кафедры судовых энергетических установок и автоматики и кафедры судостроения и судоремонта.

Кафедра судовых энергетических установок

В 1980 году на базе Московского института инженеров водного транспорта, образована профилирующая кафедра «СЭУ» для обучения студентов специальности «Судовые машины и механизмы». Кафедру в течение 30 лет возглавлял бессменный руководитель д.т.н., чл.-корр. АН, заслуженный деятель науки и техники профессор Толшин Валерий Иннокентьевич.

С 1985 года велась подготовка инженеров по специальностям: «СЭУ» и «Эксплуатация СЭУ». Осуществлялось широкое применение автоматики в учебном процессе. Доцентом, к.т.н. Моргуновым В.Н была создана лаборатория автоматики. Первый компьютеризированный стенд с дизелем был создан силами выпускника кафедры Якунчикова В.В. В дальнейшем научные работы кафедры были направлены на улучшение экологии воздушной среды на водном транспорте. Созданы судовые установки с нейтрализаторами и системой рециркуляции отработавших газов. С 1990 года были начаты работы по внедрению природного газа на речном транспорте, позволяющего получить низкие токсичные выбросы. В 1997 г., активном участии проф. Епифанова В.С., переоборудован и прошел ходовые испытания на природном газе теплоход «Москва».

Кафедра электрооборудования

Кафедра электрооборудования, как самостоятельное подразделение, была образована в июле 2003 года. Внесли большой вклад в развитие кафедры и на протяжении многих лет входили в постоянный состав кафедры: заведующий кафедрой профессор Муравьёв В.М., профессор Парамонова В.И., профессор Власов Д.Г., доценты: Сандлер М.С., Медведев Ю.М., Щетинин В.А., старшие преподаватели: Акимова В.А., Немец Е.Р., Сиркен М.А. Кафедра осуществляла методическое руководство лабораториями электрооборудования и выполняла научно-исследовательские работы в рамках реализации федерально-целевой программы РФ в части обеспечения устойчивого функционирования судоходных гидротехнических сооружений и совершенствования средств навигационного ограждения на внутренних водных путях России. При кафедре сегодня функционируют лаборатория общей электротехники, лаборатория технического ремонта и обслуживания электрооборудования, учебный кабинет автоматизированного электропривода и диагностирования АЭП, учебный кабинет электрических машин и судового электрооборудования и средств автоматики, учебный кабинет компьютерных технологий, учебный кабинет электроники и электропривода с ППУ и гребных электрических установок, демонстрационный кабинет палубного оборудования.

Кафедра судостроения и судоремонта

Кафедра судостроения и судоремонта образована при создании Московского института инженеров водного транспорта в 1980 году. Однако работа по ее организации была начата еще в бытность Московского филиала ЛИИВТа.

Создателем кафедры по праву следует считать профессора А.Ф. Видецкого, который по роду своей деятельности был инициатором развития судостроения на промышленных предприятиях отрасли речного транспорта и поборником внедрения индустриальных методов судоремонта. Основным на период становления кафедры было создание лабораторной базы, необходимой для проведения работ по спецдисциплинам. Совместными усилиями сотрудников кафедры: акад. А.И. Макаренко, доц. Ю.К. Аристова, проф. В.С. Амелина, проф. Ю.Г. Бибикова, проф. В.И. Волхонова, инж. Е.Л. Смирнова, инж. В.А. Ермакова и др. эта задача была решена.

Были созданы лаборатории теории и устройства судна, судостроения и судоремонта, материаловедения, взаимозаменяемости и стандартизации.