Основные сведения
О подразделении

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) является структурным подразделением Института международных транспортных коммуникаций федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российского университета транспорта (МИИТ)», обеспечивающим создание специальных условий для доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ), социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ, содействию в трудоустройстве выпускников – лиц с ОВЗ.

Основными задачами РУМЦ являются:

  • оказание консультативной помощи представителям образовательных организаций высшего образования и других организаций региона по вопросам обучения лиц с ОВЗ по выбранным ими направлениям подготовки и их реабилитации; по организации интегрированного обучения лиц с ОВЗ, планированию учебно-воспитательной работы и дальнейшего улучшения учебно-реабилитационного процесса;

  • оказание консультативной и методической помощи образовательным организациям высшего образования в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с лицами с ОВЗ различных нозологий путем проведения программ дополнительного образования и ознакомительных лекций; консультирование учебных структурных подразделений по подготовке учебной информации, в том числе в альтернативных формах, с учетом потребностей в образовательных услугах лиц с ОВЗ определенных нозологий;

  • проведение профориентационной работы среди обучающихся лиц с ОВЗ; участие в подготовке лиц с ОВЗ к обучению в условиях образовательной организации высшего образования; предоставление практической и консультативной помощи по трудоустройству выпускникам − лицам с ОВЗ и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности;

  • создание информационно-образовательной сети образовательных организаций высшего образования, реализующих инклюзивное обучение инвалидов различных нозологических групп, и оказание консультативно-технической и информационной поддержки созданной сети.

РУМЦ осуществляет следующие функции:

  • консультирование и оказание методической помощи в подготовке учебно-методического обеспечения образования обучающихся лиц с ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

  • оказание помощи в обучении лицам с ОВЗ различных нозологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

  • организация обучения лиц с ОВЗ по программам высшего и дополнительного профессионального образования;

  • профконсультационная и профориентационная помощь обучающимся лицам с ОВЗ;

  • консультирование и оказание технической помощи в обеспечении образования обучающихся лиц с ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Нормативные документы РУМЦ:

  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.06.2018 г. № 217 о создании Ресурсного учебно-методический центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: PDF

  • Приказ РУТ (МИИТ) от 29.06.2018 г. № 537/а о создании Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: PDF

В своей деятельности РУМЦ взаимодействует с общественными организациями инвалидов, организациями высшего образования Минтранса России и подведомственных ему федеральных агентств, представителями школ, колледжей и техникумов, органами власти и управления образованием, транспортными предприятиями.

В целях координации деятельности в области развития инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2018 г. создана сеть образовательных организаций РУМЦ, в которую вошли семь транспортных вузов: ФГБУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»; ФГБУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»; ФГБУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения»; ФГБУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»; ФГБУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»; ФГБУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева»; ФГБУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения».

РУМЦ принимает участие и проводит общественно-значимые мероприятия по развитию инклюзивного образования в транспортной отрасли: вебинары, круглые столы, обучение по программам повышения квалификации, мероприятия по профориентации и трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ. Среди них:

- вебинары «Методика оценки условий доступности для инвалидов объектов подведомственных образовательных организаций Министерства транспорта Российской Федерации и образовательных услуг», «Карьера инвалида в транспортной отрасли»;

- круглый стол «Актуальные вопросы инклюзивного образования в транспортном вузе»;

- участие студентов Московского колледжа железнодорожного транспорта Института прикладных технологий РУТ (МИИТ) в IV Национальном чемпионате «Амбилимпикс»;

- участие в Форуме переводчиков русского жестового языка «Вопросы предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) в сфере профессионального образования»;

- обучение по программам повышения квалификации преподавателей РУТ (МИИТ);

- профориентационное мероприятие совместно с Самарским государственным университетом путей сообщения;

- мероприятия по трудоустройству в Самаре совместно с СГООИК "Десница" и Самарским государственным университетом путей сообщения;

- экскурсионная программа для студентов Керченского политехнического колледжа.

РУМЦ проводит мониторинги: состояния высшего инклюзивного образования в транспортных вузах Минтранса России и подведомственных ему федеральных агентств; образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью; рынка труда квотированных рабочих мест; трудоустройства выпускников с инвалидностью.

Помещения РУМЦ оборудованы специальными техническими средствами для оказания поддержки при организации обучения инвалидов различных нозологических групп.