Основные сведения
О подразделении

Кафедра «Логистические транспортные системы и технологии» - это кафедра с более чем 80-летней историей, одна из старейших кафедр университета. В то же время кафедра осуществляет свою деятельность с использованием современных тенденций и подходов к образованию.

Кафедра является выпускающей по следующим специальностям и направлениям: Специальность 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», Бакалавриат 23.03.01«Технология транспортных процессов», Магистратура 23.04.01 «Технология транспортных процессов».

Кафедра курирует следующие специализации:

по специальности «Эксплуатация железных дорог»:

  • специализация «Грузовая и коммерческая работа»;
  • специализация «Управление международными перевозками».

А также совместно с кафедрой «Цифровые технологии управления транспортными процессами»:

  • специализация «Цифровые технологии управления транспортными процессами»;

по направлению бакалавриата «Технология транспортных процессов»:

  • профиль «Цифровой транспорт и логистика»;

по направлению магистратуры «Технология транспортных процессов»:

  • программа «Цифровые транспортно-логистические системы».

Кафедра готовит специалистов в области управления конкретными логистическими транспортными и производственными системами для реализации стратегических задач по развитию транспортного комплекса и системы товародвижения России, сочетая традиции и передовые разработки в данной области знаний, имеет высококвалифицированных преподавателей и необходимую научно-методическую и учебную базу.

Обучение по данной кафедре позволяет совместить инженерную подготовку с получением знаний в области грузовой и коммерческой работы, организации рационального взаимодействия видов транспорта, на основе принципов логистики с использованием цифровых технологий, в том числе, в международном сообщении.

Формирование инновационных компетенций у студентов обеспечивается за счет:

  • использования дисциплин по выбору (эффективная самореализация студентов);
  • применения кейс-метода в учебном процессе (разбор реальных бизнес-ситуаций и обучение студентов оценивать производственную ситуацию в целом и принимать конкретные решения для выхода из проблемной ситуации);
  • применения системы сбалансированных показателей;
  • использования структурно-логических схем в учебном процессе;
  • применения информационных технологий и компьютерной поддержки;
  • участия в научно-исследовательской работе.

Студенты проходят практику на предприятиях ОАО «РЖД», в транспортно-экспедиторских, транспортно-логистических компаниях, таких как ПАО «Трансконтейнер», АО «РЖД-Логистика», Первая грузовая компания, Федеральная грузовая компания, Новая перевозочная компания, GEFCO, АО «ОТЭКО», ОАО «РейлТрансАвто», «ТрансОйл» «ЛУКОЙЛ-Транс», АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ИЭРТ» и др. Студентов-дипломников кафедры отличает глубокая проработка темы и отличная защита. Выпускники регулярно участвуют в конкурсах на лучший дипломный проект и занимают призовые места. 100% выпускников трудоустроены на предприятиях ОАО «РЖД» и других партнеров кафедры.

У студентов есть возможность выезжать на обменную практику и/или обучение в течение одного или двух семестров в страны Евросоюза, Китай. РУТ (МИИТ) участвует в Стипендиальных программах DAAD, Посольства Франции.

Образовательная программа 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» специализация «Грузовая и коммерческая работа» уже несколько лет входит в число лучших в России (Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России»).

Кафедра занимается не только учебным процессом, но ведет и большую научно-исследовательскую, проектную и инженерную работу в области логистики, грузовой и коммерческой работы и хладотранспорта, международных перевозок, цифровых технологий, имеющую непосредственную связь с производством.

Ежегодно преподаватели и студенты кафедры участвуют в научно-практических конференциях проводимых университетом, таких как:

  • Неделя науки «Наука МИИТа – транспорту»;
  • Безопасность движения поездов.

Кафедра участвует и является организатором также и в других конференциях и выставках, проводимых как в России, так и за рубежом. Команды студентов под руководством преподавателей кафедры принимали участие в III-VII Международных Логистических турнирах на английском языке «Logistic Open Tournament», заняли четыре первых и одно второе место.

Студенты могут участвовать в работе творческих коллективов Дворца культуры РУТ (МИИТ) (все стили танцев, вокала, театра, КВН и многих других творческих жанров), заниматься в секциях Дома физической культуры. Дом физической культуры имеет 9 спортивных залов и плавательный бассейн. Проводятся Фестивали студенческого творчества, выезды агитбригад, спортивные соревнования. Лингвистический центр РУТ (МИИТ) осуществляет дополнительную профессиональную подготовку по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Все иногородние студенты обеспечиваются местами в благоустроенных общежитиях. РУТ (МИИТ) имеет собственную поликлинику.

Учебный процесс на кафедре обеспечивают две учебные лаборатории. Лаборатория «Логистические транспортные системы и технологии» располагает современными аудиториями, оснащенными необходимым мультимедийным оборудованием для проведения занятий. Учебная лаборатория «Технология перевозок скоропортящихся грузов» располагает аудиториями, оборудованными холодильными установками для проведения лабораторных работ и практических занятий со студентами.

В рейтинге университета кафедра стабильно занимает высокие места.

А теперь немного истории

Кафедра была создана в 1938 году и в то время называлась «Организация грузовой работы». Однако первые сведения об изучении дисциплины «Коммерческая эксплуатация» студентами эксплуатационного факультета МИИТ относятся к 1928г. В рамках этой дисциплины, в частности, изучались тарифы, международные перевозки и другие вопросы коммерческой работы. После создания в 1931г. в МИИТ холодильного факультета была организована кафедра «Хладотранспорт», которая располагала холодильной лабораторией (создана в 1929г.). После объединения в 1935г. холодильного факультета с эксплуатационным кафедра «Хладотранспорт» вошла в состав кафедры «Организация грузовой работы», была открыта аспирантура. Первым заведующим кафедрой был доцент А.Л. Барибан. Преподаватели кафедры «Организация грузовой работы» - доценты А.Л. Барибан, А.Н. Антошин, Н.В. Демьянков и В.И. Клейметов, ушли добровольцами на фронт. Доцент А.Л. Барибан погиб в 1941 году, защищая Москву.

В 1946г. вместо погибшего на фронте А.Л. Барибана заведующим кафедрой был назначен Г.П. Гриневич. В 1958г. при объединении МИИТ и МТЭИ была организована кафедра «Организация грузовой и коммерческой работы». Заведующим кафедрой стал профессор В.В. Повороженко. С сентября 1956г. по сентябрь 1992г. кафедрой руководил профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Анатолий Алексеевич Смехов. Его труды положили начало развития нового научного направления – «логистика», и связанных с этим направлением научных и учебных дисциплин. С 1992г. по 2003г. и с 2018г. заведующим является профессор Николай Евгеньевич Лысенко. С 2003г. по 2010г. кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Николашин Владимир Михайлович, при нем в 2007 году кафедра получила свое современное название «Логистические транспортные системы и технологии».

С 2010г. по 2018г. кафедрой руководил к.т.н. П.В. Баскаков, который являлся генеральным директором ПАО «Трансконтейнер» и президентом АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК).

Для выполнения научных исследований по совершенствованию технологии грузовой и коммерческой работы на кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория «Грузовая и коммерческая работа» (НИЛ ГКР), которая входила в состав кафедры по сентябрь 2019 года, а затем была преобразована в Научно-образовательный центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» (НОЦ 2Т). Руководителем НИЛ ГКР и НОЦ 2Т является к.т.н. В.Е. Нутович. В сферу деятельности данных подразделений входит разработка информационных технологий грузовой и коммерческой работы ОАО «РЖД». Примерами является разработка и внедрение на всех железных дорогах и на всех уровнях управления ОАО «РЖД» «Единой автоматизированной актово-претензионной работы» (ЕАСАПР). Помимо этого разработаны и внедрены в ОАО «РЖД» такие системы как: «Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок» (АСКМ), «Автоматизированная система управления терминально-складской деятельностью» (АС ТЕСКАД) и многие другие. Всего более 20 наименований программных продуктов, повышающих качество грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте.

Кафедра также продолжает выполнять научные исследования в области железнодорожного хладотранспорта. Данное научное направление уже много лет возглавляет к.т.н. В.Н. Панферов.

Кафедрой подготовлены 6 докторов и более 100 кандидатов технических наук. В настоящее время на кафедре работают 4 профессора, 4 доктора и 15 кандидатов наук. К проведению занятий привлекаются высококвалифицированные работники ОАО «РЖД» и транспортно-логистических компаний, которые передают студентам свои знания и опыт профессиональной деятельности. Всего профессорско-преподавательский состав (штатные сотрудники, внутренние совместители, внешние совместители, внештатные преподаватели с почасовой оплатой труда) составляет более 20 человек.

Таким образом, за свою более чем 80 летнюю историю кафедра прошла длинный путь своего становления, на котором было и потрясение Великой Отечественной войны, и кризис времен перестройки и образование нового Российского государства. Коллектив кафедры с течением времени меняется, но идеи, которые привносили ученые разных лет, и, пожалуй, эпох, сохраняются и бережно передаются новому поколению студентов, многие из которых становятся продолжателями научных традиций кафедры.