РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > News and announcements > Транспортные новости
02.02.2022 16:41 

Поехали в город: какие инновации запускают на московском транспорте




Какие технологические тренды сейчас есть в городском транспорте и останется ли в мегаполисе будущего место для личного автомобиля, разбираемся вместе с проектом «Транспортные инновации Москвы»

«Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) — отраслевой акселератор для пилотирования продуктов стартапов в транспортном комплексе Москвы. Проект создан при поддержке Департамента транспорта Москвы в октябре 2020 года.

За полтора года в рамках проекта были запущены три акселерационных программы с пилотированием, международный акселератор, а также хакатоны и внутренние активности по развитию продуктового мышления сотрудников транспортного комплекса. Сейчас акселератор вырос в полноценный инновационный хаб с собственным инвестиционным фондом «Транспортные инновации Москвы».

Что внедряют в городе: 5 инновационных трендов

По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, спрос российского транспорта и логистики на инновации к 2030 году превысит ₽626 млрд. Это сопоставимо с затратами на всю космическую программу РФ за несколько лет. По сравнению с 2020 годом, спрос на транспортные инновации увеличится примерно в семь раз.

Однако эти инновации не всегда выглядят так, как думают потребители. «Когда говорят об инновационных трендах в транспортном комплексе, то сразу представляют себе летающие автомобили и сложные системы искусственного интеллекта, которые избавят город от проблем, — говорит генеральный директор фонда «Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) Иван Юнин. — Но масштабных инновационных процессов не получится без «приземления». Чтобы совершить качественно новый скачок, необходимо внедрять изменения step by step — сначала на более низких уровнях, а затем подниматься выше».

По его словам, инновации — это в том числе и новые подходы, которые несут в себе новые эффекты для города. Всякий раз, когда какой-то процесс в отрасли кардинально меняется и выполняется по-новому, — это инновация. Например, оплата проезда с помощью системы распознавания лиц — настоящая инновация для московского транспорта.

С момента запуска «ТИМ» поработал с почти 1 тыс. стартапов. Специалисты проекта изучали бизнес-модели стартапов, анализировали сделки венчурных фондов по всему миру и участвовали во внутренних экспертных сессиях с представителями городских и корпоративных структур.
Все это позволило «ТИМ» выделить несколько технологических трендов, которые меняют отрасль и представление о мобильности в мегаполисах. Следовать этим трендам помогают разработки стартапов, отобранные специально для столицы.
1. Цифровизация процессов

Больше половины (55%) российских компаний в сфере транспорта уже реализуют стратегии digital-трансформации, отмечают в Strategy Partners. Автоматизация внутренних процессов — от документооборота до проверки контрагентов — обязательная часть этих стратегий.

«Транспортный комплекс Москвы — это гигантская инфраструктура, которую обслуживает более 100 тыс. человек. Команда фонда «ТИМ» непрерывно работает с внутренними стейкхолдерами и выявляет возможности для оптимизации и автоматизации множества внутренних процессов. Такая погруженность в операционный уровень позволяет нам строить гипотезы о масштабировании потенциальных инновационных решений далеко за пределы внешнего контура транспортного комплекса», — говорит Юнин.

Например, сейчас тестируется платформа для создания 3D-курсов и симуляторов для подготовки технических специалистов — Mechanicum3D. Благодаря ей можно снизить расходы и сократить длительность обучения в два-три раза. При этом сотрудники, по данным проекта, усваивают и запоминают информацию в среднем на 45% лучше, чем при обучении традиционным способом.
2. Беспилотный транспорт

Автомобили-беспилотники способны решить самые острые транспортные проблемы мегаполисов, полагают в BCG. По оценкам аналитиков, Лос-Анджелес может сократить выбросы СО2 на 2,7 млн т в год за счет совместного использования беспилотного транспорта. А Нью-Йорк — освободить пространство, эквивалентное примерно 900 кварталам, которое сейчас используется для парковки. В свою очередь, в Лондоне с помощью беспилотников могли бы избежать более 15 тыс. ДТП ежегодно.

Крупнейшие агломерации, включая Москву, уже экспериментируют с этой технологией. Беспилотные такси от «Яндекса» могут появиться в столице уже в феврале 2022 года. Параллельно в городе испытывают решения для общественного транспорта. В том числе беспилотный автобус для парковых зон, созданный Московским политехническим университетом.

Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/61f8fe839a794764663f78ab?from=newsfeed

1. Цифровизация процессов

Больше половины (55%) российских компаний в сфере транспорта уже реализуют стратегии digital-трансформации, отмечают в Strategy Partners. Автоматизация внутренних процессов — от документооборота до проверки контрагентов — обязательная часть этих стратегий.

«Транспортный комплекс Москвы — это гигантская инфраструктура, которую обслуживает более 100 тыс. человек. Команда фонда «ТИМ» непрерывно работает с внутренними стейкхолдерами и выявляет возможности для оптимизации и автоматизации множества внутренних процессов. Такая погруженность в операционный уровень позволяет нам строить гипотезы о масштабировании потенциальных инновационных решений далеко за пределы внешнего контура транспортного комплекса», — говорит Юнин.

Например, сейчас тестируется платформа для создания 3D-курсов и симуляторов для подготовки технических специалистов — Mechanicum3D. Благодаря ей можно снизить расходы и сократить длительность обучения в два-три раза. При этом сотрудники, по данным проекта, усваивают и запоминают информацию в среднем на 45% лучше, чем при обучении традиционным способом.
2. Беспилотный транспорт

Автомобили-беспилотники способны решить самые острые транспортные проблемы мегаполисов, полагают в BCG. По оценкам аналитиков, Лос-Анджелес может сократить выбросы СО2 на 2,7 млн т в год за счет совместного использования беспилотного транспорта. А Нью-Йорк — освободить пространство, эквивалентное примерно 900 кварталам, которое сейчас используется для парковки. В свою очередь, в Лондоне с помощью беспилотников могли бы избежать более 15 тыс. ДТП ежегодно.

Крупнейшие агломерации, включая Москву, уже экспериментируют с этой технологией. Беспилотные такси от «Яндекса» могут появиться в столице уже в феврале 2022 года. Параллельно в городе испытывают решения для общественного транспорта. В том числе беспилотный автобус для парковых зон, созданный Московским политехническим университетом.

Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/61f8fe839a794764663f78ab?from=newsfeed