РУТ (МИИТ)
13.03.2009 20:00 

«Университетские образовательные комплексы Минтранса России в условиях финансового кризиса»


Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта РФ, ректора Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессора Б.А. Лёвина на расширенном заседании Коллегии Министерства транспорта РФ (Слайд 1).

Уважаемые участники заседания Коллегии!

В своем докладе Министр транспорта РФ Игорь Евгеньевич Левитин проинформировал присутствующих об основных итогах деятельности вузов транспорта в 2009 году и определил основные задачи, поставленные Правительством РФ и руководством Минтранса России перед системой транспортного образования на 2009 год и среднесрочную перспективу.

Возвращаясь к выступлению Председателя Правительства РФ Владимира Владимировича Путина, надо отметить, что он не только сделал акцент на антикризисных направлениях работы российской высшей школы, но и ориентировал на посткризисную деятельность, предусматривающую дальнейшую поступательную и эффективную модернизацию высшей школы. Отмечу, что это согласуется с современной политикой Минтранса России в области кадрового обеспечения отрасли.

В выступлении В.В. Путина надо выделить три блока задач. Первый – приоритетный – связан с созданием сети национальных исследовательских университетов.

Второй блок ориентирован на увеличение приема выпускников вузов на обучение по программам магистратуры и аспирантуры (особенно по техническим направлениям); продление срока обучения в аспирантуре; возобновление института стажеров-исследователей в ведущих государственных вузах с заключением срочного трудового договора, рассчитанного на 2-3 года.

Третий блок задач, поставленных перед высшей школой, связан с участием в реализации региональных программ содействия занятости. Прежде всего, имеется в виду опережающая профессиональная переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения.

Ведущие вузы транспорта сегодня готовы оперативно и эффективно реализовывать намеченные направления деятельности, а также имеют шансы войти в число победителей конкурса на получения статуса национального исследовательского университета (НИУ).

Научно-педагогический потенциал и инновационные возможности вузов транспорта позволяют успешно решать основные задачи, поставленные государством перед НИУ: обеспечение качественно нового уровня подготовки инженерных и научных кадров; внедрение конкурентоспособных на мировом уровне достижений науки и техники; поднятие престижа технического и естественно-научного образования.

Можно говорить и о соответствии университетских образовательных комплексов Минтранса критериям отбора вузов для получения статуса НИУ.

Наша вузовская наука всегда привносила в учебные аудитории новейшие знания и образовательные технологии. Вузы транспорта имеют крепкие, годами проверенные связи с производством. Считаю, что нам по силам создать вокруг себя инновационную образовательную среду.

Главная задача вузов транспорта в условиях кризиса – сосредоточиться на повышении качества образовательного процесса.

Для этого предстоит активно заняться оптимизацией филиальной сети; выйти на качественно новый уровень учебно-методической работы и повышения квалификации ППС; обеспечить развитие учебно-научной базы и непрерывное образование на стадиях СПО-ВПО.

Необходимо решать и такие вопросы, как: формирование фонда общежитий в соответствии с реальными потребностями отрасли; оптимизация расходов, структуры управления и штатного состава вузов; обеспечение активной работы с воинскими частями по возвращению в вуз студентов и выпускников ссузов.

Политика Минтранса России всегда предусматривала равную ответственность Министерства, транспортных предприятий и учебных заведений отрасли за развитие системы отраслевого образования. Именно в таком аспекте надо рассматривать наши общие сегодняшние приоритеты:

- дальнейшую оптимизацию системы транспортного образования;

- ориентацию транспортных предприятий (в том числе бизнеса) на отраслевые вузы;

- формирование единого информационного пространства транспортной отрасли.

Крупные университетские комплексы столкнулись с проблемами эффективного управления обширной филиальной сетью, существованием нескольких филиалов в одном городе и т.д. Возникают ситуации, когда в одном городе соседствуют крупные вузы и ссузы, являющиеся филиалами вузов других видов транспорта.

В связи с этим просматриваются логичные пути дальнейшей модернизации системы транспортного образования, обеспечивающие как создание оптимальных по структуре региональных учебных заведений транспорта, так и подготовку на базе одного вуза инженеров, техников и рабочих массовых профессий для различных видов транспорта.

Речь идет, во-первых, об объединении филиалов одного вуза, расположенных в одном городе (регионе), и создании на базе наиболее крупных и развитых филиалов региональных институтов инженеров транспорта; во-вторых, о включении в состав вузов транспорта расположенных с ними в одном городе учебных заведений среднего профессионального образования, подведомственных другим Агентствам.

Кстати, начало подобной «межагентственной» интеграции уже положено в Иркутске.

Говоря об ориентации транспортных предприятий на отраслевые вузы, вслед за Игорем Евгеньевичем Левитиным еще раз приведу слова Председателя Правительства РФ Владимира Владимировича Путина о нерациональности создания новых образовательных центров, «особенно, там, где есть хорошие учебные заведения с хорошей базой и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом».

Эти слова призывают наших основных работодателей в условиях кризиса пересмотреть позицию о создании на своей базе новых, в том числе корпоративных, учебных заведений. Их функции с успехом может выполнять имеющая двухвековую историю система транспортного образования, которая после модернизации, проведенной Минтрансом, фактически, а не виртуально представляет охватывающую всю страну систему крупных корпоративных научно-педагогических центров подготовки и переподготовки кадров всех уровней. Эта система готова оперативно отреагировать на все пожелания работодателей и в опережающем режиме решать вопросы кадрового и научного обеспечения деятельности транспортных предприятий.

Поэтому сегодня целесообразно поставить вопрос о создании на базе ведущих вузов транспорта федеральных (региональных) учебных и научно-методических центров:

- профессиональной и корпоративной подготовки и переподготовки кадров (в том числе специалистов по обеспечению безопасности на транспорте);

- сертификации транспортной техники и персонала;

- транспортной логистики;

- научного сопровождения ФЦП и приоритетных проектов в области транспорта;

- реализации региональных программ содействия занятости.

Ведущие вузы транспорта могут и должны стать интеграторами и головными организациями, обеспечивающими качественно новый уровень государственно-частного партнерства в области отраслевого образования.

Для этого необходима поддержка Минтранса России и Агентств, их совместная с Ассоциацией вузов транспорта работа с работодателями, в том числе с представителями крупного транспортного бизнеса.

Политика Минтранса нацелена на создание механизмов объединения отраслевых государственных структур, предприятий и учебных заведений транспорта. Для решения этой задачи едва ли не главную роль играет создание единого информационного пространства транспортного комплекса России.

Нам необходимо общее виртуальное поле, обеспечивающее единую базу данных, обмен информацией и, самое главное, внедрение самых современных информационных образовательных технологий – одну из основ дальнейшего укрепления партнерства образования и бизнеса.

Основательным шагом к достижению этой цели станет реализация проекта создания электронной транспортной библиотеки. Предлагается также рассмотреть вопрос о формировании главного информационного ядра транспортного комплекса России на базе суперкомпьютера МИИТа, обладающего ресурсом, соответствующим масштабу данной задачи.

Сегодня (Слайд 2) вузам приходится работать в условиях, когда внешние вызовы можно сгруппировать по трем направлениям: экономический кризис, демографический спад, реформа российской высшей школы.

Учитывая позицию наших учредителей и партнеров, ожидаем от них содействия для достижения общих для нас целей. Рассчитываем, что предприятия, Министерство транспорта РФ и транспортный бизнес (Слайд 3-4) будут способствовать решению следующих задач:

- внедрение системы банковских образовательных кредитов для студентов, желающих получить платное образование;

- поддержка семей студентов, обучающихся на платной основе. Доплаты к стипендиям студентам-целевикам;

- внедрение системы СУРС (совмещение учебы с работой по специальности);

- оплачиваемая практика на рабочих местах;

- приоритетное участие вузов в ФЦП и НИОКР и научном сопровождении проектов;

- участие вузов в экспертизе и оценке экономической эффективности научных проектов;

- увеличение объемов целевой подготовки кадров;

- дополнительное финансирование довузовской подготовки;

- реклама транспортных специальностей.

Что же касается вузов, то наша главная задача в кризисный период (Слайд 5) – повышение качества образовательного процесса.

Презентация выступления ректора МИИТ Б.А. Лёвина на расширенном заседании Коллегии Министерства транспорта РФ.: презентация MS PowerPoint


source: Отдел по связям с общественностью