«Традиции и инновации в подготовке специалистов железнодорожного транспорта в современных условиях»
Тезисы выступления Президента Ассоциации вузов транспорта РФ, ректора Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктора технических наук, профессора Лёвина Б.А. на Круглом столе «Образование на транспорте: вектор развития» (Слайд 1)
Уважаемые участники Круглого стола, коллеги!
Транспортное сообщество сегодня волнует вопрос о дальнейшем развитии системы транспортного образования в условиях демографического спада и реформы системы российского образования. Для железнодорожной отрасли к этим факторам надо добавить интенсивную реформу управления крупнейшей транспортной компанией страны – ОАО «РЖД».
Общая задача властных структур, транспортных предприятий и вузов – не только сохранить и преумножить двухвековые традиции и базовые ценности высшей транспортной школы, но на их основе вывести учебные заведения в режим устойчивого инновационного развития с учетом реалий времени и задач, которые поставили перед транспортным комплексом Президент и Правительство страны.
24 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая на заседании Президиума Государственного Совета РФ, посвященном инновационному развитию транспортного комплекса страны, высоко оценил потенциал вузов транспорта и их роль в решении задач федерального уровня.
Вузы транспорта, в том числе вузы железнодорожной отрасли (Слайд 2) готовят специалистов и научные кадры, обеспечивающие:
- функционирование единой транспортной системы государства;
- развитие регионов, интеграцию России в мировое транспортное и экономическое пространство;
- безопасность перевозочного процесса;
- укрепление обороноспособности и экономической безопасности страны.
Несмотря на вызовы времени, отраслевые вузы сохраняют и развивают свои двухвековые базовые ценности (Слайд 3):
- синтез серьезной фундаментальной подготовки с высоким уровнем профессиональных знаний;
- авторитетные научные школы;
- передовую учебно-научную базу;
- развитую систему целевой подготовки кадров;
- высокий уровень компетенции и профориентации выпускников;
Для железнодорожной отрасли характерен высокий уровень (Слайд 4) традиционного государственно-частного партнерства.
Отраслевые вузы всегда выполняли государственный заказ и создавались для кадрового и научного обеспечения крупных проектов в области транспорта.
Ответственность за кадровое обеспечение отрасли в равной степени относилась к властным структурам, транспортным компаниям и учебным заведениям.
Наконец, созданию и развитию учебных заведений активно способствовали предприятия транспорта (железные дороги).
Характерный пример – формирование региональной сети вузов и техникумов железнодорожного транспорта (Слайд 5), которые по мере развития отрасли создавались при участии железных дорог. Это хорошо видно из истории главной транспортной артерии страны – Транссиба и его ответвлений. В течение восьмидесяти лет отраслевые учебные заведения формировались в крупных узлах Транссибирской магистрали и становились главными поставщиками кадров всех уровней для предприятий Центрального региона, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Благодаря модернизации системы транспортного образования (Слайд 6), проведенной по инициативе и под руководством Министерства транспорта РФ, сегодня можно говорить об общем синергетическом эффекте от создания отраслевых университетских образовательных комплексов. Есть условия для дальнейшей эволюции наших базовых ценностей и наращивания научно-образовательного потенциала системы отраслевого образования.
Техническое перевооружение транспортного комплекса страны требует опережающего развития науки и образования. Именно в этой сфере сегодня необходим инновационный прорыв.
Стартовой площадкой для этого является высокий инновационный потенциал вузов транспорта, обладающих базовым ресурсом научного и кадрового обеспечения развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения.
У отраслевых вузов есть все возможности (Слайд 7) для инновационной научно-педагогической деятельности.
Мы готовы обеспечить: непрерывность образования; согласованные программы подготовки и переподготовки кадров всех уровней; внутриотраслевую интеграцию научно-педагогического потенциала; повышение качества образовательного процесса. Имеются все условия для дальнейшего укрепления партнерства образовательных комплексов Росжелдора с федеральными и региональными органами власти, транспортными предприятиями и бизнесом.
Благодаря единой позиции (Слайд 8) руководства Министерства транспорта РФ, отраслевых вузов и нашего главного стратегического партнера – ОАО «РЖД», удалось сохранить моноуровневую подготовку кадров по основным группам специальностей железнодорожного транспорта
и транспортного строительства:
- «Подвижной состав железных дорог»;
- «Системы обеспечения движения поездов»;
- «Эксплуатация железных дорог»;
- «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Считаем, что это позволит без ущерба для отрасли и экономики страны готовить специалистов, обеспечивающих надежную, безопасную и высокоэффективную эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта.
В то же время мы готовы (Слайд 9) к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием по самому широкому спектру направлений.
В этом плане есть немалый положительный опыт разработки и реализации учебных планов и программ. Если говорить, к примеру, о МИИТе, то в настоящее время университет ведет подготовку бакалавров по 27 направлениям, магистров – по 16 направлениям.
Внешние условия и реформа российского образования предопределяют внедрение (Слайд 10) инновационных форм и методов подготовки и переподготовки кадров для железнодорожной отрасли, в том числе:
- система СУРС (совмещение учебы с работой по специальности);
- дистанционное обучение (учебные курсы, тренажеры, тестирование);
- электронные образовательные технологии;
- программы МБА (подготовка менеджеров высшей квалификации в областях: транспортной логистики, экономики и финансов, маркетинга, аудита).
Инновационная деятельность отраслевых вузов должна быть направлена на укрепление партнерства с нашим главным заказчиком – ОАО «РЖД». Причем эти партнерские отношения должны увязывать в единую систему взаимодействие отраслевых образовательных комплексов с филиалами и дочерними зависимыми обществами Компании.
Накануне нашего Круглого стола – впервые в отрасли – состоялся семинар-совещание с участием руководства МИИТа и всех его филиалов и руководителей кадровых структур центрального аппарата, филиалов и дочерних зависимых обществ ОАО «РЖД».
Итоги работы семинара позволяют предложить (Слайд 11) перспективные направления сотрудничества Компании и отраслевых вузов в условиях демографического спада, реформы системы российского образования, реформирования управления ОАО «РЖД»:
- опережающая подготовка и переподготовка кадров всех уровней на базе головных вузов и их филиалов;
- двухуровневая подготовка кадров в соответствии с потребностями Компании;
- выполнение НИОКР по заказам ОАО «РЖД», филиалов и дочерних предприятий Компании, обеспечивающих технический и технологический прогресс отрасли и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;
- создание на базе ведущих вузов центров управления развитием всех категорий персонала ОАО «РЖД» с учетом предъявляемых к нему профессиональных и корпоративных требований;
- научно-методическое и правовое обеспечение реализации кадровой и корпоративной политики ОАО «РЖД».
Какие существуют проблемы, препятствующие оптимальному использованию потенциала вузов отрасли в интересах железнодорожного транспорта и экономики страны?
К сожалению, (Слайд 12) значительная часть внедряемых на транспорте разработок базируется сегодня на краткосрочных научных исследованиях и опытно-конструкторских работах.
Это не позволяет в рамках единого проекта пройти путь от поисковых работ до широкого внедрения, особенно при создании принципиально новых видов техники и технологий.
Кроме этого, в России, в отличие от развитых зарубежных стран, научные инновации в основном финансирует государство, а не бизнес.
Следствием названных факторов являются недостаточные темпы технического и технологического перевооружения отрасли, снижение уровня подготовки и воспроизводства кадров.
Проблемы эти, с нашей точки зрения, требуют системного решения (Слайд 13).
Необходим новый уровень государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере, а также включение в федеральные целевые программы комплексных инновационных проектов развития транспорта.
Считаем также целесообразным восстановить в транспортном ведомстве отраслевую систему грантов для формирования нового поколения ученых-исследователей.
Для реализации государственной политики по инновационному развитию железнодорожного транспорта видится целесообразным (Слайд 14) создание на базе ведущих вузов и НИИ объединенных научно-образовательных центров.
Подобные структуры смогут интегрировать образовательную, методическую и научную деятельность, сочетающую тесную связь с производством.
Научно-образовательные центры обеспечат инновационный прорыв в воспроизводстве специалистов и научных кадров для транспорта, транспортного строительства и машиностроения.
Презентация выступления ректора МИИТ Б.А. Лёвина на Круглом столе "Образование на транспорте: вектор развития":