РУТ (МИИТ)
08.12.2008 20:00 

«Перспективные направления оптимизации системы транспортного образования»


Выступление ректора Московского государственного университета путей сообщения Лёвина Б.А. на заседании Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Уважаемые коллеги!

Разрешите в начале моего выступления совершить краткий исторический экскурс с опорой на историю МИИТа (Слайд 1).

Изначально в 1896 году наш вуз создавался как учебное заведение транспорта, осуществляющее подготовку специалистов для всех видов транспорта.

В 1928 году в состав МИИТа входили факультеты: Строительный, Эксплуатационный, Тяговый, Экономический, Материального снабжения, Водный, Автодорожный. Напомню, что позже на основе двух последних факультетов были созданы самостоятельные вузы – сегодняшние МГАВТ и МАДИ.

Не буду оценивать правильность принятых «центробежных» решений.

Подчеркну лишь, что сегодня всем ясно, что в условиях интеграции деятельности всех видов транспорта, актуальной становится задача формирования крупных транспортных университетских образовательных комплексов, ведущих подготовку кадров для всего транспортного комплекса.

Об этом говорят и руководители Минтранса, и руководители Минобрнауки.

Если говорить о сегодняшних реалиях (Слайд 2), то оптимизация системы транспортного образования, проводимая по инициативе Минтранса, прошла первый этап - за счет интеграции вузов и ссузов отдельных отраслей сформированы 19 крупных университетских образовательных комплексов.

В состав МИИТа вошли 16 ссузов и РГОТУПС.

Сейчас мы готовы – далее буду рассматривать этапы оптимизации на примере МИИТа – ко второму этапу – оптимизации филиальной сети университетского комплекса за счет объединения филиалов или создания региональных институтов железнодорожного транспорта.

Третий перспективный этап подразумевает оптимизацию уже в рамках всей транспортной системы образования и предусматривает реализацию пилотного проекта создания единого (федерального) транспортного университета.

И, наконец, четвертый этап предусматривает формирование, с учетом опыта реализации названного пилотного проекта, региональных транспортных университетов.

Остановлюсь более подробно на каждом из перечисленных этапов (Слайд 3).

МИИТ до объединения с ссузами (Слайд 4) уже прошел реформу управления. На базе родственных факультетов были образованы 7 институтов. В состав вуза вошли также Российская академия путей сообщения (дополнительное профессиональное образование), вновь созданный Юридический институт, Гимназия и Медицинский колледж.

Время подтвердило правильность нашего курса на укрупнение структурных подразделений и университет готов сегодня вписать в свою структуру новые учебные заведения.

К МИИТу присоединяется РГОТУПС со своей сетью филиалов и представительств (Слайд 5) и 16 ссузов (Слайд 6).

После объединения (Слайд 7)общий контингент студентов МИИТа составит 84,5 тысяч студентов, будет реализовывать 366 образовательных программ ВПО и СПО, вести подготовку специалистов всех уровней – от рабочих массовых профессий до научных кадров.

В сфере ВПО (Слайд 8) будут работать свыше 2700 преподавателей, в сфере СПО – 1563 преподавателя.

После юридического объединения с ссузами и РГОТУПСом (Слайды 9-10) мы готовы приступить ко второму этапу – оптимизации филиальной сети в 34 субъектах РФ за счет объединения филиалов или создания региональных институтов железнодорожного транспорта.

Перехожу к третьему этапу (Слайд 11).

Предлагаю рассмотреть (Слайд 12) алгоритм пилотного проекта создания на базе МИИТа единого федерального транспортного университета.

Он предусматривает горизонтальную интеграцию Московской академии водного транспорта и Московского государственного технического университета гражданской авиации в состав университетского образовательного комплекса МИИТа, который получает статус «Федерального государственного транспортного университета».

Статус ФГТУ (Слайд 13) обеспечивает новые возможности развития отраслевой системы образования, предусматривающие:

- привлечение инвестиций для развития учебно-лабораторной и научной базы;

- опережающую качественную подготовку специалистов для транспорта;

- межтранспортные образовательные программы и стандарты;

- трансфер инноваций в транспортную среду;

- научное сопровождение Транспортной стратегии России;

- методическое обеспечение и координацию деятельности отраслевой системы образования.

Создание региональных транспортных университетов (Слайд 14) предусматривает дальнейшую оптимизацию системы транспортного образования (Слайд 15) по территориально-отраслевому принципу. Этого можно добиться за счет:

- присоединения филиалов вузов одного ведомственного подчинения к транспортным университетам, подведомственным другому Федеральному Агентству Минтранса;

- создания региональных транспортных институтов инженеров транспорта – филиалов вузов транспорта за счет объединения существующих филиалов вузов и ссузов транспорта, подведомственных различным Агентствам;

- объединения вузов (филиалов вузов) транспорта, в том числе подведомственных различным агентствам Минтранса и Минобрнауки.

Проведенный анализ показывает, что сегодня (Слайд 16) оптимизацию филиальной сети вузов транспорта можно провести в 36 субъектах РФ, где общее количество учебных заведений транспорта сократится с 99 до 42, в том числе:

- количество высших учебных заведений транспорта с 15 до 11;

- количество филиалов вузов транспорта с 84 до 31.

Оптимизация системы транспортного образования потребует некоторых организационно-управленческих решений на федеральном уровне (Слайд 17). Это:

- разработка и утверждение на федеральном уровне модели дальнейшей оптимизации филиальной сети университетских образовательных комплексов, созданных на базе вузов транспорта;

- реорганизация системы управления транспортным образованием за счет выведения вузов транспорта из подчинения федеральных агентств и подчинения единому органу управления в структуре Министерства транспорта РФ;

- реализация пилотного проекта создания федерального транспортного университета на базе одного из ведущих вузов транспорта.

Презентация выступления ректора Московского государственного университета путей сообщения Лёвина Б.А. на заседании Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки : презентация MS PowerPoint


source: Отдел по связям с общественностью