Научный потенциал МИИТа - инновационному развитию экономики и транспортно-строительного комплекса Москвы.
Уважаемый Юрий Михайлович, уважаемые участники форума!
Благодарю за предоставленную возможность выступить на столь значительном мероприятии, собравшем научную элиту столицы.
Реальные вызовы времени, обусловленные глобальным финансово-экономическим кризисом, призывают интенсивно использовать потенциал вузовской науки, без которого трудно представить инновационное развитие экономики Москвы.
Ведущие высшие учебные заведения города всегда были в авангарде научно-технического прогресса, обуславливающего реализацию прорывных технологий в интересах столицы и ее жителей.
Убежден, что и сегодня инновационное развитие экономики Москвы должно учитывать значительный потенциал вузовской науки.
Если говорить о МИИТе, то ныне – это не только передовой научный комплекс, но и (с учетом информации официальных сайтов Министерства образования и науки и ведущих университетов страны) – крупнейший вуз России (Слайд 2).
Общий контингент обучаемых - 126 747 чел.;
- высшее профессиональное образование – 46 433 чел.;
- среднее профессиональное образование – 25 451 чел.;
- общее полное среднее образование – 566 чел.;
- послевузовское образование – 585 чел.;
- профессиональная подготовка рабочих и служащих – 11 519 чел.;
- дополнительное профессиональное образование – 42 192 чел.
Вуз имеет лицензии на:
- подготовку специалистов с ВПО по 56 специальностям;
- подготовку специалистов с СПО по 28 специальностям;
- подготовку и переподготовку рабочих массовых профессий по 132 специальностям.
По итогам 2008 года (Слайд 3) общий объем выполняемых научных исследований составил 1 млрд.228 млн. рублей.
Вуз имеет 82 поддерживаемых и 21 действующий патент (в том числе 6 международных и 2 евразийских).
Экономический эффект от реализации лицензий в 2008 году составил 3,5 млн. рублей.
МИИТ традиционно сотрудничает с Московским комитетом по науке и технологиям, является партнером крупнейших транспортных предприятий города, но, если судить по цифрам прошлого года, (Слайд 4) в общем объеме финансирования НИОКР «доля» города не превышает 10 процентов.
Мы не призываем городские власти, крупные предприятия и представителей бизнеса быть нашими донорами, а предлагаем реальные научные проекты, реализация которых принесет ощутимую экономическую выгоду городу. Это особенно важно в период кризиса.
Коротко остановлюсь на основных предлагаемых к реализации научных проектах МИИТа (Слайды 5-10).
Внедрение комплексного подхода к проблеме водотеплоснабжения.
Ожидаемый эффект:
- приведение качества питьевой и технической воды в соответствие с санитарными нормами;
- уменьшение скорости коррозии трубопроводов и оборудования, контактирующего с водой, в 20-30 раз;
- уменьшение затрат теплоэнергоресурсов на 20-30%;
- уменьшение выбросов вредных веществ в окружающую среду в 1,5-2 раза.
Разработка и создание унифицированного ряда энергоэкономичных светотехнических приборов для уличного освещения на основе источников света нового поколения.
Ожидаемый эффект:
- снижение энергозатрат на освещение улиц, объектов городской и транспортной инфраструктуры, повышение качества освещения;
- создание принципиально нового экологически чистого городского транспорта.
Разработка технологии высокотемпературной импульсной обработки углеродистых сталей для повышения износостойкости деталей машин и механизмов.
Ожидаемый эффект: повышения износостойкости деталей машин и механизмов, используемых коммунальными и производственными городскими предприятиями.
Разработка и внедрение неразрушающего контроля остаточных напряжений в элементах конструкций подвижного состава метрополитена при изготовлении и в эксплуатации на основе применения расчетно-экспериментального метода, ассоциированного с магнитоупругим эффектом воздействия деформаций на материалы.
Ожидаемый эффект: внедрение нового неразрушающего метода контроля остаточных напряжений в ответственных элементах конструкций метрополитена с целью повышения уровня их безопасности и надежности в эксплуатации.
Разработка методики определения сфер применения различных видов скоростного рельсового транспорта в хордовых сообщениях и в новых районах г. Москвы.
Ожидаемый эффект: разгрузка центральных пересадочных узлов и линий Московского метрополитена, улучшение качества транспортного обслуживания в новых районах г. Москвы.
Экологический мониторинг водных объектов по обобщенным спектрально-люминесцентным показателям.
Ожидаемый эффект: обеспечение контроля безопасности водоснабжения г. Москвы.
Разработка и внедрение технических решений по обеспечению электробезопасности на предприятиях г. Москвы.
Ожидаемый эффект: Снижение энергопотребления организациями г. Москвы. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов города.
Разработка и внедрение методик по обследованию и аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях г. Москвы.
Ожидаемый эффект: обеспечение безопасных условий труда, а также снижение случаев производственного травматизма среди работников предприятий города.
Разработка и внедрение технологии по очистке сточных вод замкнутого цикла на предприятиях г. Москвы.
Ожидаемый эффект: снижение негативного влияния выброса сточных вод предприятий г. Москвы на окружающую среду.
Разработка и внедрение шумо-виброзащитного железнодорожного пути для различных вариантов использования рельсового транспорта в г. Москве.
Ожидаемый эффект: снижение негативных последствий вибрации и шума от движения поездных единиц по рельсовым путям в г. Москве.
Разработка процессов упрочнения изнашиваемых деталей и инструментов и создание оборудования на основе перспективных отечественных технологий.
Ожидаемый эффект: снижение энергозатрат промышленных предприятий, экономия дорогих высоколегированных сталей и сплавов, повышение коэффициента использования оборудования, повышение надёжности машин.
Разработка технологии алюмотермитной сварки рельсов городского рельсового транспорта для получения бесстыкового пути.
Ожидаемый эффект: Уменьшение затрат на ремонт на 20-40%. Увеличение скорости движения рельсового транспорта. Снижение уровня шума при движении рельсового транспорта.
Как видно из приведенного выше обзора, инновационные научные разработки МИИТа предназначены не только для повышения эффективности и безопасности деятельности транспортного комплекса, но и для решения проблем экономики, экологии, экономии ресурсов, обеспечения охраны труда и т.д.
Более подробно остановлюсь (Слайд 11) на проекте строительства Московской детской железной дороги (МДЖД). Предлагается рассмотреть вопрос о создании МДЖД в Северо-Восточном административном округе г. Москвы. Генеральное направление трассы: станция метро «Владыкино» - станция метро «Ботанический сад» - пойма рек Яуза и Чермянка. Длина трассы составит 13?14 км.
При рациональном проектировании МДЖД не нарушит сеть существующих транспортных магистралей и обеспечит возможность решения транспортных проблем района «Отрадное». Создание МДЖД дополнительно привлечет внимание москвичей и гостей города к ВВЦ и Ботаническому саду РАН.
МДЖД в часы «пик» может быть использована как комфортабельная транспортная линия для пассажиров.
Создание МДЖД потребует возведения дополнительных инженерных сооружений (мостов, галерей, станционных построек), которые внесут изменения в облик живописного района Москвы и совместно с уже существующими объектами спортивно-культурного назначения создадут новую инфраструктуру района, адаптированную к современным потребностям города и его жителям.
Надо отметить, что МДЖД можно рассматривать как источник получения для города дополнительных доходов.
МИИТ готов разработать концепцию и техническое задание на строительство МДЖД и обеспечить научное сопровождение реализации проекта.
Надеюсь, что наши предложения вызовут интерес у участников форума и перейдут в практическую плоскость с учетом современных проблем экономики и транспортно-строительного комплекса Москвы.
Выступление Президента Ассоциации высших учебных заведений транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессора Лёвина Б.А. на Пятом Московском Научном Форуме.: