РУТ (МИИТ)
22.11.2017 20:00 

22 ноября 2017 г. Париж. Ректор РУТ (МИИТ) Б.А. Лёвин выступил на Четвертой российско-французской конференции по вопросам образования в области транспорта «Современные тенденции транспортного образования и научных исследований в условиях интернационализации образования»


«Роль транспортного образования в развитии отрасли в условиях глобализации экономики»


Уважаемые коллеги!


За последние два десятилетия глобализация стала основной тенденцией в развитии мирового сообщества и различных государств, затрагивая в первую очередь стратегические отрасли экономики, в первую очередь транспорт, который является ключевым фактором экономической интеграции в мировом масштабе.

Глобализация формирует базовые ценности человечества, национальных экономик, опорой которых за последнее время становится образование, определяющее уровень профессиональной и практической подготовки специалистов разных уровней и профилей деятельности.

Глобализация трансформирует национальные транспортные системы, предопределяя на международном уровне активную интеграцию государства с бизнесом, научно-образовательными центрами.

Система транспортного (Слайд 2) образования России активно входит в мировое научно-образовательное и экономическое сообщество и открыта для дальнейшего развития международного сотрудничества.

На сегодняшний день партнёрами 20 российских транспортных университетов являются свыше 200 вузов, предприятий, научных центров из более, чем 70 стран, в том числе ведущие – на мировом уровне - транспортные и промышленные компании, университеты, научные организации, международные объединения и т.д.

Интеграционные процессы (Слайд 3) играют ключевую роль в развитии мировой экономики и расширении международного сотрудничества, модернизации транспортной инфраструктуры, информационных и телекоммуникационных систем, организации интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам на основе реализации логистического подхода к организации и управлению системой грузо- и товародвижения.

При этом единая глобальная транспортная инфраструктура формируется при тесном взаимодействии различных видов транспорта и направлена на создание единой общемировой транспортной системы, способной удовлетворять потребности в кратчайшей перевозке грузов и пассажиров всеми видами транспорта с минимизацией влияния на этот процесс границ между государствами.

В условиях рыночной конкуренции и глобализации мировой экономики приоритетной является интегрированная логистика, обеспечивающая кооперацию деятельности участников процесса грузо- и товародвижения для непрерывности и бесперебойности всех видов перевозок, снижения совокупных издержек во всей логистической цепи от производителя к потребителю.

В XXI веке сформировались новые отношения между транспортом и грузовладельцами, при этом транспорт играет всё большую роль в повышении эффективности экономических связей, организации и оптимизации товарных потоков.

Уважаемые коллеги, глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и, как уже отмечалось, существенно влияет на современную эволюцию системы образования.

Сегодня человеческие ресурсы (Слайд 4) являются приоритетным фактором для экономической эффективности и конкурентоспособности бизнеса, в том числе транспортных предприятий.

Определяющим для производственного потенциала корпораций становится уровень нематериальных активов, к которым относятся:

- квалификация персонала;

- результативность научного сопровождения деятельности;

- непрерывность образования;

- наличие системы сертификации персонала;

- постоянная переподготовка и повышение квалификации специалистов всех уровней.

При этом глобализация генерирует первостепенное влияние системы образования на формирование единого экономического пространства, основой которого является транспорт.

Задачи непрерывного воспроизводства квалифицированного персонала, постоянного повышения его знаний, умений и профессиональных компетенций сегодня являются важными факторами реализации государственных и отраслевых бизнес-стратегий (Слайд 5).

Развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем технического и транспортного образования в соответствии с процессом глобализации.

Образование становится важным фактором не только отдельных корпораций, но и национальных экономик в целом

Эффективность функционирования образовательных учреждений становится приоритетом для государства.

Образование и подготовка кадров являются важными компонентами стратегии развития предприятий.

При этом бизнес всё более активно и заинтересованно участвует в образовательном процессе.

Выстраивают единую мировую транспортную (Слайд 6) систему конкретные специалисты, представители разных стран. Они должны работать в едином правовом, экономическом, технологическом и организационном поле, говорить на одном инженерном и техническом языке, работать слаженной командой, нацеленной на общий результат.

Очевидно, что для достижения этой цели нужна многоплановая интеграция деятельности национальных транспортных структур, бизнеса и образования.

Вузы и научные центры различных стран в тесном контакте с работодателями должны работать в общем научно-образовательном и информационном формате, находить самые эффективные формы кооперации своей деятельности.

Коллеги, полагаю, - уверен с этим согласны участники нашей конференции - для построения межгосударственной системы такой интеграции можно использовать опыт результативного партнёрства с участием:

- Французских железных дорог;

- ОАО «РЖД»;

- Ведущих транспортных и технических вузов Франции и России.

Опыт международного сотрудничества транспортных университетов двух стран имеет ценность не только в масштабах нашей корпорации, он показывает роль образования для развития в условиях глобализации ключевой составляющей мировой экономической интеграции – транспорта.

Масштабы и перспективы нашего партнёрства обнадёживают (Слайд 7).

Основными трендами его дальнейшего развития являются:

- академическая мобильность;

- обмен студентами и преподавателями;

- разработка и реализация совместных образовательных программ с получением двойных дипломов;

- повышение качества учебного процесса;

- непрерывность образования;

- связь высших учебных заведений с работодателями;

- интеграция деятельности в формате: межправительственных структур; международных проектов и программ; международных организаций;

- совместные научные конференции, семинары, исследования, проекты, в том числе студенческие.

Надеюсь, что в ближайшее время начнётся реализация проекта по разработке совместной стипендиальной программы Ассоциации вузов транспорта и Посольства Франции в России.

Уважаемые коллеги, мы собираемся уже в четвёртый раз и с каждым годом наши конференции становятся всё более масштабными и результативными.

Уверен, что так будет и в этот раз, и работа конференции позволит выработать обоснованные и актуальные предложения и механизмы сотрудничества, представляющие интерес для национальных транспортных систем, экономик России и Франции, которые, несмотря на непростую политическую ситуацию в мире, должны идти курсом сближения на благо наших государств и народов.

Презентация выступления Б.А. Лёвина 22.11.17: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью