МИИТ
24.04.2017 20:00 

24 апреля 2017 г. Москва. Ректор МИИТ Б.А. Лёвин выступил на Расширенном заседании итоговой Коллегии Минтранса России


«О Российском университете транспорта» (Слайд 1)»


В первую очередь, хотел бы отметить масштабность задач, решению которых была посвящена деятельность отрасли в прошедшем году. В докладе Максима Юрьевича Соколова наглядно показана взаимосвязанность и системность функционирования транспортного комплекса.

Приоритетные задачи Министерства не менее сложные. И неслучайно, что одной из них является развитие отраслевого образования. Это самые надежные инвестиции в будущее отрасли и наиболее перспективный ответ на новые научно-технологические и кадровые вызовы.

В прошедшем году (Слайд 2) вопросы развития транспортного образования несколько раз становились предметом заседаний Коллегии Министерства транспорта, выносились на рассмотрение Президиума Госсовета, Совета Федерации и Государственной Думы.

Проект «Концепции развития транспортного образования» был представлен на широкое обсуждение транспортного сообщества.

Ожидаемым событием стало распоряжение Правительства о передаче МИИТ в ведение Министерства транспорта Российской Федерации с перспективой создания Российского университета транспорта.

Создание общетранспортного Университета (Слайд 3) – это наиболее оптимальная форма ответа на те комплексные вызовы, которые определены Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года.

По мере усложнения высокотехнологичных транспортных систем возрастают требования к компетенциям специалистов. Сегодня нужны ученые и инженеры, способные обеспечить эффективное взаимодействие различных видов транспорта, разрабатывать и внедрять инновационные транспортные средства и передовые технологии.

Очевидны и системные задачи, связанные с расширением роли транспортного комплекса в обществе и экономике – это проблемы мобильности населения, доступности транспортных услуг, развития городских и региональных транспортных систем.

Задачи транспортной науки превращать порой несбыточные идеи в современную технику и технологии, создавать заделы на будущее, с обязательным условием опережающего внедрения в учебный процесс (Слайд 4)

РУТ должен стать исследовательским вузом, разработчиком пилотных подходов к транспортным исследованиям и образовательным технологиям, соединяя (подчеркну – соединяя, а не механически объединяя) ресурсы и интеллектуальный потенциал транспортного сообщества.

Задачи нового университета (Слайд 5) нацелены на неразрывность наращивания собственных компетенций и координирующей роли в укреплении потенциала образовательного и научного сообщества, в развитии продуктивных связей со всеми учебными и научными организациями.

Создание общетранспортного университета позволит (Слайд 6) не только обеспечить единые подходы в подготовке кадров для отрасли, но и развивать межвидовые специальности и направления, обеспечивающие эффективную работу транспортного комплекса страны.

В этой связи хотел бы внести ряд предложений по развитию нашей отраслевой образовательной системы (Слайд 7).

1. Последнее время потребители кадров все больше запрашивают специалистов, а не бакалавров или магистров. Выпускник-специалист может выбирать из 3-4 мест будущей работы.

В тоже время бакалавр менее востребован даже современными руководителями.

В этих условиях перед системой транспортного образования стоит задача увеличения специалитета. Основанием для этого может послужить широкое развитие профессиональных стандартов. Именно на их основе необходимо открывать новые специальности среднего профессионального и высшего образования. И здесь необходимо объединить усилия представителям всех видов транспорта. Пример такого подхода есть. Минтруд утвердил профессиональный стандарт по транспортной логистике. По аналогии надо разрабатывать транспортное машиностроение, экономику транспорта, транспортное право и т.д. Для этого необходимо на уровне Министерства объединить усилия рабочих групп по всем видам транспорта.

2. Опыт работы ведущих и исследовательских университетов России показал, что при наличии необходимого финансирования, транспортное образование готово конкурировать с любыми другими зарубежными образовательными системами. Однако со стороны государственного бюджета отраслевой школе пока надеяться не на что.

В то же время результаты деятельности отраслевой высшей школы транспорта свидетельствуют о ее высоком потенциале. Сегодня задача в том, чтобы найти дополнительные средства для развития транспортного образования.

В двухсотлетней истории такие примеры есть, и это не случайно, ибо эффективность работы транспорта и его строительства определяется прежде всего уровнем кадрового обеспечения.

Надеемся, что в этом вопросе нас поддержит и правительство, предусматривая в средствах на развитие транспорта и инфраструктуры, в том числе и средства на соответствующее финансирование отраслевой системы кадрового обеспечения и научного сопровождения проектов.

3. Говоря о научных исследованиях, следует еще раз акцентировать внимание на важности научной деятельности преподавателей вузов. Только проводя современные исследования, педагог способен на должном уровне готовить кадры.

В этих условиях внебюджетная научная деятельность вуза не должна ориентироваться только на участие в конкурсах на проведение краткосрочных научных исследований.

Научная деятельность университетов должна финансироваться в плановом, долговременном порядке. При этом вуз должен иметь возможность привлекать ученых со стороны: развивая, тем самым, недостающие компетенции и увеличивая свой исследовательский потенциал.


Презентация выступления Б.А. Лёвина 24.04.17: PPTX Office Open XML Presentation

источник: Отдел по связям с общественностью