РУТ (МИИТ)
24.10.2016 20:00 

«Отраслевое образование в реализации Транспортной Стратегии России»


24 октября 2016 г. Москва. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на заседании Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» (Слайд 1)



Уважаемые коллеги!

Уважаемые коллеги, общеизвестно, что более чем двухвековая историческая миссия отраслевого образования (Слайды 2-3) сформировала его непреходящие базовые ценности, которые не только обусловливают его специфику, но и предопределяют уникальность и особую государственную значимость.

В сфере транспортного образования существует непрерывная и многопрофильная система подготовки и переподготовки специалистов всех уровней, гарантирующая эффективное кадровое обеспечение.

Эта система включает связанные между собой базовые блоки, которые формируют многопрофильную парадигму, включающую:

- профориентацию и довузовскую подготовку;

- целевой набор и дополнительное обучение;

- практику на рабочих местах и ориентацию на будущие предприятия;

- дополнительное образование;

- второе образование;

- изучение иностранных языков;

- патриотическое воспитание и привитие корпоративной культуры.

Особо стоит отметить тесную связь отраслевого образования с реальным сектором экономики, производством, что убедительно подтверждает взаимодействие железнодорожных вузов со своим основным работодателем – ОАО «РЖД» (Слайд 4).

Основа этого взаимодействия – уникальная система целевого приёма (Слайды 5-6).

Система целевого приема и целевого обучения имеет ряд очевидных преимуществ для холдинга РЖД:

- возможность для предприятий направлять на обучение молодых людей, желающих работать на железнодорожном транспорте, преимущественно из местных жителей и представителей отраслевых династий;

- обеспечение гарантированной укомплектованности штата;

- проведение производственной практики на оплачиваемых рабочих местах на предприятиях;

- выполнение курсовых и дипломных работ на темы, согласованные работодателем;

- участие работодателя в учебном процессе, в оснащении учебно-лабораторной базы вузов современным оборудованием;

Преимущества системы целевой подготовки для студентов – будущих молодых специалистов:

- возможность прохождения довузовской подготовки;

- зачисление по отдельному конкурсу;

- дотации предприятий для получения дополнительного образования и социальных услуг;

- гарантия трудоустройства после окончания обучения (трудоустройство целевиков составляет около 100 процентов);

- мотивация лучших студентов (доплата к стипендии, участие в молодежных проектах, проводимых работодателем, и т.д.), направление в магистратуру, аспирантуру.

Система целевой подготовки на железнодорожном транспорте выгодна в целом для государства и способствует:

- эффективному использованию бюджетных средств, так как заказываются только востребованные производством специалисты;

- оптимальному планированию контрольных цифр приема по регионам и специальностям;

- обеспечению трудового баланса регионов.

Хотя, надо признать, что есть ряд объективных факторов, замедляющих дальнейшее развитие системы отраслевого образования (Слайд 7).

Уверен, что при поддержке Минтранса России мы можем двигаться вперёд за счёт собственных ресурсов. Но в интересах отрасли и государства, чтобы этот процесс получил ускорение за счёт системы (Слайды 8-9) отраслевой поддержки вузов. Она может осуществляться адресно, за счёт специализированного фонда поддержки транспортного образования.

Но прежде всего на федеральном уровне надо сформировать систему взаимодействия Минтранса России и подведомственных ему вузов, аналогичную системе, существующей в формате Минобрнауки России. Речь идёт о развитии учебно-научной и материальной базы, конкурсах НИР, поддержке профессорско-преподавательского состава и т.д.

В русле федеральной политики по созданию крупных научно-образовательных центр находится намерение государства создать Российский университет транспорта на базе МИИТ (Слайд 10).

Во исполнение Поручения Президента РФ В.В. Путина разработана (Слайд 11) Концепция Программы развития Российского университета транспорта МИИТ, поддержанная ведущими транспортными компаниями страны: ГК «Автодор», ГК «Аэрофлот», ОАО «РЖД», ПАО «Совкомфлот».

Миссия РУТ(МИИТ) – создание университета нового типа в транспортной отрасли для комплексного решения научных и кадровых задач, интегрированного в международное сообщество и занимающего ведущие позиции в транспортной науке и образовании в России и за рубежом.

Стратегическая цель развития Университета – создание общетранспортного научно-образовательного, исследовательского, аналитического, консалтингового, проектного и методического центра, осуществляющего генерацию, системную интеграцию и трансфер знаний для транспортной отрасли, конкурентоспособного участника международного образовательного пространства, одного из мировых лидеров в сфере транспортного образования.

Полагаем, что проект РУТ (МИИТ) – станет основой укрепления сотрудничества (Слайды 12-14) транспортного образования и науки с производством и даст гарантии повышения качества подготовки специалистов для реального сектора экономики (инновационные обучающие технологии, связь образования с наукой и производством, стимулирование для работы на транспорте и т.д.).

Очень важным представляется роль РУТ (МИИТ) в реализации Транспортной Стратегии России (Слайд15). Речь идёт о формировании системы межтранспортных связей, обеспечивающих:

- современные инженерные компетенции; навыки, связанные с эксплуатацией транспортных средств, транспортной безопасностью, соблюдением требований конвенций;

- научное сопровождение развития транспорта в России как единой сети;

- единую методологию подготовки транспортников нового поколения, обладающих требуемыми компетенциями, как по видам транспорта, так и по обеспечению их взаимодействия;


Презентация выступления Б.А. Лёвина: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью