РУТ (МИИТ)
14.10.2016 20:00 

«Система целевой подготовки – основа кадрового обеспечения железнодорожного транспорта»


14 октября 2016 г. Горки. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на селекторном совещании у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева «О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма». (Слайд 1)



Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!



Система целевой подготовки на железнодорожном транспорте действует с 1978 года и является уникальным механизмом кадрового обеспечения отрасли (Слайд 2).

Спецификой деятельности железнодорожного транспорта является большое количество линейных предприятий и значительная их территориальная разбросанность по всей сети дорог России. В этих условиях укомплектовать специалистами линейные предприятия, особенно удаленные, возможно только из числа местных жителей, командировав их на учебу по целевым направлениям предприятий.

Ежегодно в вузы отрасли по направлениям ОАО «РЖД» поступает около 8,5 тысяч человек (ВО – около 5 тысяч человек, СПО – 3,5 тысяч человек; МИИТ соответственно 1200 и 700 человек). Из них по специальностям железнодорожного профиля (например, в 2016 году) - более 95%.

Предприятия холдинга сами отбирают претендентов на целевые места, а вузы на местах организуют их довузовскую подготовку, целью которой является получение знаний, необходимых для продолжения обучения в вузе.

Общий контингент студентов-целевиков ОАО «РЖД» в настоящее время составляет более 39 тысяч человек (24,5 тысяч – ВО, 14,6 тысяч – СПО; МИИТ соответственно 6 и 2,5 тысяч человек).

Договор о целевом приёме (Слайд 3) заключается между студентом, вузом и работодателем.

Неисполнение обязательств по договору (неявка для трудоустройства) влечёт ответственность в форме возмещения предприятию расходов (от 180 до 300 тысяч рублей в зависимости от срока обучения).

Система целевого приема и целевого обучения имеет ряд очевидных преимуществ для холдинга РЖД:

- возможность для предприятий направлять на обучение молодых людей, желающих работать на железнодорожном транспорте, преимущественно из местных жителей и представителей отраслевых династий;

- обеспечение гарантированной укомплектованности штата;

- проведение производственной практики на оплачиваемых рабочих местах на предприятиях;

- выполнение курсовых и дипломных работ на темы, согласованные работодателем;

- участие работодателя в учебном процессе, в оснащении учебно-лабораторной базы вузов современным оборудованием;

Преимущества (Слайд 4) системы целевой подготовки для студентов – будущих молодых специалистов:

- возможность прохождения довузовской подготовки;

- зачисление по отдельному конкурсу;

- дотации предприятий для получения дополнительного образования и социальных услуг;

- гарантия трудоустройства после окончания обучения (трудоустройство целевиков составляет около 100 процентов);

- мотивация лучших студентов (доплата к стипендии, участие в молодежных проектах, проводимых работодателем, и т.д.), направление в магистратуру, аспирантуру.

Система целевой подготовки на железнодорожном транспорте выгодна в целом для государства и способствует:

- эффективному использованию бюджетных средств, так как заказываются только востребованные производством специалисты;

- оптимальному планированию контрольных цифр приема по регионам и специальностям;

- обеспечению трудового баланса регионов.

Говоря о целевой подготовке, прошу акцентировать внимание на существенное различие (Слайд 5) на первый взгляд похожих терминов: целевой приём и целевое обучение.

Целевой прием – подбор кандидатов и направление их на обучение самим работодателем.

Целевое обучение – отбор студентов из числа уже поступивших в вуз или колледж и заключение с ними договора работодателем.

Разница в содержании названных понятий показывает, что наиболее эффективным для транспортной отрасли является именно целевой приём, гарантирующий, практически полное укомплектование предприятий.

После вступления в силу в 2013 году ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целевой приём отменён на программы среднего профессионального образования (Слайд 6).

В результате преимущество при поступлении в учебные заведения отрасли имеет молодежь из крупных городов, а не их сверстники с линейных станций, которые стремятся к работе на железнодорожных предприятиях и готовы вернуться после обучения в свои регионы.

Следующий проблемный вопрос связан с тем, что целевой прием по программам высшего образования для потребностей бизнеса возможен только для компаний с государственным участием. В условия холдинговой структуры Российских железных дорог это накладывает значительные ограничения на дочерние и зависимые общества компании.

Необходимо остановиться на вопросе целевой подготовки специалистов для экономического и правового блока. Отраслевые вузы успешно готовят для транспорта таких специалистов, а также специалистов в областях менеджмента, логистики, управления персоналом, сервиса и туризма и т.д.

При этом названные специалисты и глубоко владеют знаниями в сфере работы железнодорожного транспорта.

Сегодня Минобрнауки России рекомендует работодателям организовывать обучение в профильных неотраслевых вузах. Однако они не готовы обеспечить целевой приём в соответствии с потребностями транспортного бизнеса, а «классические» экономисты, юристы и т.д. сложно адаптируются на транспорте.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, выражая общую позицию работодателей и вузовского сообщества в сфере транспорта, прошу Вас дать поручения (Слайд 7) причастным о проработке вопросов:

- восстановления на законодательном уровне целевого приёма на среднее профессиональное образование;

- распространении системы целевого приема на дочерние и зависимые общества;

- восстановления в соответствии с потребностями работодателей бюджетного приёма в отраслевые вузы по экономическим, юридическим и гуманитарным направлениям подготовки.

Презентация выступления Б.А. Лёвина 14.10.16: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью