РУТ (МИИТ)
30.08.2016 20:00 

«Условия эффективной подготовки кадров высшей квалификации для транспорта и транспортного строительства»


30 августа 2016 года, г. Москва. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на совещании ректоров российских вузов, посвящённом подготовке кадров высшей квалификации для наукоёмких областей экономики России, проводимом Председателем Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкиным (Слайд 1)



Уважаемый Сергей Евгеньевич!

От имени ректорского корпуса вузов транспорта разрешите выразить благодарность за то, что Вы и Ваши коллеги вынесли на обсуждение вопрос в равной степени актуальный для отечественной экономики и российского образования.

Эффективное воспроизводство кадров высшей квалификации – один из главных факторов научно-технического и научно-технологического прогресса в экономике России, в конечном итоге играющий ключевую роль для государства в целом.

Всё сказанное в полной мере относится к стратегически важной отрасли – транспорту (Слайд 2).

Научные инновации, внедрение научных достижений в образовательные программы – гарантия эффективной деятельности в таких областях, как:

- эксплуатационный процесс;

- создание новых образцов транспортной техники;

- внедрение передовых строительных технологий;

- интеллектуальные транспортные системы;

- транспортная логистика;

- информатика транспорта;

- транспортная безопасность и т.д.

Для этого нужна система подготовки кадров высшей квалификации, которая достаточно эффективно функционирует на базе вузов транспорта.

Но сегодняшние реалии требуют для этой системы новых прорывных механизмов, основанных на:

- воспроизводстве научных кадров;

- модернизации учебно-научной базы;

- внедрении в учебный процесс научных инноваций;

- росте объёмов НИОКР;

- увеличении потенциала ведущих научных школ.

Перечисленные факторы – это очевидно – требуют государственной, в первую очередь, законодательной поддержки (Слайд 3).

Транспортному образованию необходима оптимальная нормативно-правовая база с учётом специфики отрасли и её роли для экономики России.

Вузы должны получать средства на развитие учебно-научной базы, внедрять мотивационные рычаги для поступления в аспирантуру, стимулирования деятельности научных руководителей и т.д.

Реалии сегодняшнего дня выявляют ряд проблемных вопросов для всех российских вузов, работающих в сфере научного сопровождения высокотехнологичных сфер экономики (Слайд 4).

На сегодня деятельность вузов по подготовке кадров высшей квалификации регламентируют более 60 (!) документов (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Минобрнауки России, ФГОСы, подзаконные акты и пр.). И возникает вопрос, где надо сосредоточить усилия: на выполнении директив и правил или на конкретной подготовке научных кадров?

Застарелые проблемы для вузов транспорта: отсутствие федеральных средств на развитие учебно-научной базы, поддержку молодых учёных; проведение конкурсов НИР по развитию образовательных учреждений только для вузов, подведомственных Минобрнауки России.

Средства для выполнения ответственных задач, поставленных отраслью и государством, транспортные вузы находят преимущественно из внебюджетных доходов (до 70 процентов). А хоздоговорная научно-техническая деятельность приносит отраслевым вузам 98 % (!) от общих объёмов НТР.

В заключение остановлюсь на некоторых актуальных проблемных вопросах (Слайд 5).

Первый из них общеизвестен – отмена системы надбавок к стипендиям аспирантов. Тут всё ясно без комментариев.

Не совсем понятно и такое положение дел, когда направление подготовки «Техника и технология транспорта» отсутствует в утверждённом Правительством РФ «Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской экономики».

Отмечу также, что открытие в аспирантуре некоторых конкретных направлений подготовки возможно только при наличии в вузе диссертационного совета по данному направлению (к примеру, МИИТ по этой причине не может готовить востребованные транспортом кадры высшей научной квалификации по направлению «Информатика»).

Ещё раз благодарю за возможность выступить на столь представительном совещании и остановиться на проблемных вопросах в области подготовки кадров высшей научной квалификации, характерных как для системы российского профессионального образования в целом, так и для системы транспортного образования.

Надеемся на поддержку законодательной власти в решении обозначенных проблем.


Презентация выступления Б.А. Лёвина 30.08.16: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью