«Актуальные направления дальнейшего развития отраслевого образования»
30.05. 2016 г. г. Ростов-на-Дону. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на совещании ректоров вузов железнодорожного транспорта (Слайд 1)
Уважаемые коллеги!
Сегодня надо говорить о перспективах дальнейшего развития отраслевого образования прежде всего с позиций интересов транспорта. Позвольте выделить основные задачи, с точки зрения приоритетов кадрового обеспечения отрасли (Слайды 2-3).
Начнём с подготовки специалистов нового поколения и повышения качества образования и уровня профессиональных компетенций. Это требует:
- сохранения и дальнейшего развития специалитета;
- недопустимости укрупнения основных специальностей;
- поддержки вузовской науки.
Транспорту нужна многопрофильная система подготовки кадров, охватывающая все направления деятельности предприятий. Это могут обеспечить:
- открытие в отраслевых вузах специальностей: «Правовое обеспечение транспортной деятельности» и «Экономика транспорта»;
- увеличение бюджетных мест на приём в магистратуру;
- целевой заказ на подготовку «непрофильных» специалистов на внебюджетной основе.
Актуальный вопрос – удовлетворение потребностей отрасли в специалистах среднего звена. Вузы готовы решить эту задачу при условии:
- восстановления на законодательном уровне целевого приёма на СПО;
- реализации федеральной политики по увеличению объёмов бакалавриата.
В который раз приходится говорить, что эффективное обеспечение транспортной и эксплуатационной безопасности возможно только при законодательном закреплении обязательной государственной аккредитации деятельности в сфере ДПО для стратегических отраслей.
И, наконец, о дальнейшей оптимизации транспортного образования. Оно должна проходить в соответствии с интересами отрасли и потребностями регионов.
Особую актуальность сегодня приобретает рост масштабов международного сотрудничества вузов (Слайд 4).
В этом плане у вузов есть неплохие результаты. Мы уверенно выходим на международную арену в формате престижных ассоциативных и общественных организаций транспортников. При этом имеются неплохие резервы наращивания объёмов международного сотрудничества в масштабе МСЖД, ОСЖД, КТС СНГ и т.д.
Разрешите также предложить Вашему вниманию (Слайд 5) проект по вовлечению отраслевых вузов в деятельность Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ).
АНРИ существует с 2015 года и объединяет более 150 коллективных и индивидуальных членов (в т.ч. МИИТ).
Полагаю, что кооперация деятельности вузов в этом направлении позволит нам более весомо выглядеть на общероссийском уровне, в том числе в плане повышения индекса электронного цитирования. Первый шаг к этому - создание в структуре АНРИ секции научных транспортных изданий.
В заключение о важном, с нашей точки зрения, событии для отраслевого образования. Речь идёт (Слайд 6) об итоге конкурса «Транспорт будущего».
12 мая 2016 года состоялся финальный тур Всероссийского конкурса молодёжных исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего», проводимого Ассоциацией высших учебных заведений транспорта при поддержке Минтранса России, Федеральных агентств, ОАО «РЖД», МСЖД
Конкурс выявил 34 победителя в 10 номинациях из 11 городов РФ, а также немецкого города Хоф.
Активное содействие в проведении конкурса оказали ГУ МРФ им. адм. С.О. Макарова, ДВГУПС, ИрГУПС, МГАВТ, СамГУПС, СГУВТ, УрГУПС.
Конкурс носил пилотный характер (проводился в очень сжатые сроки).
С сентября 2016 года Второй конкурс будет проводиться уже в нормальные сроки и у нас есть возможность совместить отборочные туры конкурса с собственными региональными олимпиадами.