РУТ (МИИТ)
18.02.2016 20:00 

Б.А. Лёвин выступил на Парламентских слушаниях в ГД РФ «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации»


18 февраля 2016 года, г. Москва. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ «Вузы транспорта в реализации государственной политики в области профессионального образования» (Слайд 1).


Реформирование российского образования – государственная политика.  Вузы транспорта обязаны «вписаться» в рамки реформ, сохранив при этом приоритет высокого качества подготовки кадров для отрасли.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в реализации федеральных приоритетов развития профессионального образования вузы транспорта работают в «опережающем» режиме (Слайд 2).

Примеры. Государство основательно взялось за создание интегрированных научно-образовательных комплексов в начале 2010-х г.г.

Между тем Минтранс России уже к 2009 году закончил процесс интеграции учебных заведений высшего и среднего профессионального образования различных видов транспорта, создав 19 университетских и академических комплексов.

Непрерывно идёт – с учётом реальных потребностей отрасли и востребованности региональных филиалов – оптимизация филиальной сети.

Так в 2009 году общее число филиалов вузов Минтранса России составляло 136. На сегодняшний день их осталось 90.

Следующий пример (Слайд 3). Государство озабочено недостаточной связью профессионального образования с производством, призывает реализовывать на практике непрерывный процесс подготовки кадров по цепочке «школа-техникум-вуз».

В транспортной отрасли система целевой подготовки кадров существует с 1978 года. В настоящее время партнёрство вузов и предприятий представляет собой масштабную систему взаимодействия, высоко оцениваемую руководством страны, отрасли и зарубежными партнёрами.

О непрерывности. Ведущие вузы транспорта с 2009 года осуществляют непрерывный цикл подготовки (от среднего образования до докторантуры) и повышения квалификации.

Дальнейшая оптимизация отраслевого образования (Слайд 4) представляется только с сохранением ведомственной принадлежности учебных заведений. Это:

- интеграция высших учебных заведений транспорта в структуре Минтранса России;

- присоединение филиалов вузов различных видов транспорта к головному в регионе (федеральном округе) транспортному вузу.

Первостепенный вопрос – формирование правовой базы кадрового обеспечения транспорта. Актуальные вопросы (Слайд 5):

- реорганизация вузов и оптимизация филиальной сети по отраслевому принципу в соответствии с интересами транспортной отрасли;

- система поддержки вузов Минтранса, аналогичная Минобрнауки (конкурсы НИР, модернизация учебно-научной базы, квота бюджетных мест для иностранцев, гранты для молодых учёных и т.д.);

- 1,5 % средств ФЦП транспорта – на развитие вузов;

- законодательное закрепление статуса отраслевого образования;

- СПО. Восстановление целевого приёма.

Наболевший вопрос для всех отраслевых (не только транспортных вузов), вызывающие вопросы критерии оценки эффективности вузов.

Многократно говорилось, что они не учитывают отраслевую специфику и предлагают оценивать не качество подготовки кадров, а условия проведения учебного процесса.

На наш взгляд (Слайд 6), эффективность любого учебного заведения должна определяться прежде всего качеством образования. Главное – не уровень ЕГЭ абитуриентов, а уровень фундаментальной, профессиональной и практической подготовки выпускников вуза.

При этом в основу оценки эффективности должно быть положено мнение работодателя относительно качества подготовки специалистов, а также уровень востребованности выпускников (процент трудоустройства в различных сферах социально-экономической деятельности государства).

Презентация выступления Б.А. Лёвина 18.02.16: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью