Б.А. Лёвин выступил на Парламентских слушаниях в ГД РФ «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации»
18 февраля 2016 года, г. Москва. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ «Вузы транспорта в реализации государственной политики в области профессионального образования» (Слайд 1).
Реформирование российского образования – государственная политика. Вузы транспорта обязаны «вписаться» в рамки реформ, сохранив при этом приоритет высокого качества подготовки кадров для отрасли.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в реализации федеральных приоритетов развития профессионального образования вузы транспорта работают в «опережающем» режиме (Слайд 2).
Примеры. Государство основательно взялось за создание интегрированных научно-образовательных комплексов в начале 2010-х г.г.
Между тем Минтранс России уже к 2009 году закончил процесс интеграции учебных заведений высшего и среднего профессионального образования различных видов транспорта, создав 19 университетских и академических комплексов.
Непрерывно идёт – с учётом реальных потребностей отрасли и востребованности региональных филиалов – оптимизация филиальной сети.
Так в 2009 году общее число филиалов вузов Минтранса России составляло 136. На сегодняшний день их осталось 90.
Следующий пример (Слайд 3). Государство озабочено недостаточной связью профессионального образования с производством, призывает реализовывать на практике непрерывный процесс подготовки кадров по цепочке «школа-техникум-вуз».
В транспортной отрасли система целевой подготовки кадров существует с 1978 года. В настоящее время партнёрство вузов и предприятий представляет собой масштабную систему взаимодействия, высоко оцениваемую руководством страны, отрасли и зарубежными партнёрами.
О непрерывности. Ведущие вузы транспорта с 2009 года осуществляют непрерывный цикл подготовки (от среднего образования до докторантуры) и повышения квалификации.
Дальнейшая оптимизация отраслевого образования (Слайд 4) представляется только с сохранением ведомственной принадлежности учебных заведений. Это:
- интеграция высших учебных заведений транспорта в структуре Минтранса России;
- присоединение филиалов вузов различных видов транспорта к головному в регионе (федеральном округе) транспортному вузу.
Первостепенный вопрос – формирование правовой базы кадрового обеспечения транспорта. Актуальные вопросы (Слайд 5):
- реорганизация вузов и оптимизация филиальной сети по отраслевому принципу в соответствии с интересами транспортной отрасли;
- система поддержки вузов Минтранса, аналогичная Минобрнауки (конкурсы НИР, модернизация учебно-научной базы, квота бюджетных мест для иностранцев, гранты для молодых учёных и т.д.);
- 1,5 % средств ФЦП транспорта – на развитие вузов;
- законодательное закрепление статуса отраслевого образования;
- СПО. Восстановление целевого приёма.
Наболевший вопрос для всех отраслевых (не только транспортных вузов), вызывающие вопросы критерии оценки эффективности вузов.
Многократно говорилось, что они не учитывают отраслевую специфику и предлагают оценивать не качество подготовки кадров, а условия проведения учебного процесса.
На наш взгляд (Слайд 6), эффективность любого учебного заведения должна определяться прежде всего качеством образования. Главное – не уровень ЕГЭ абитуриентов, а уровень фундаментальной, профессиональной и практической подготовки выпускников вуза.
При этом в основу оценки эффективности должно быть положено мнение работодателя относительно качества подготовки специалистов, а также уровень востребованности выпускников (процент трудоустройства в различных сферах социально-экономической деятельности государства).