Б.А. Лёвин выступил на III Форуме транспортного образования
5 декабря 2015 года, г. Москва. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на III Форуме транспортного образования
Транспортное образование России насчитывает более чем двухвековую историю.
В 2009 году указом Императора Александра I в Санкт-Петербурге был основан один из первых инженерно-технических вузов России – Институт Корпуса инженеров путей сообщения.
У истоков его создания стоял инженер-строитель, учёный, архитектор и педагог, «русский испанец» Августин Августинович Бетанкур.
Приведу его известное высказывание: «Цель института – снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».
Эти слова можно считать программой развития транспортного образования России, которая успешно реализуется и сейчас.
В 1896 году в связи с необходимостью подготовки инженеров для строительства и эксплуатации Транссиба было создано Императорское Московское инженерное училище.
И вновь, как и в 1809 году, транспортный вуз России был создан по указу Императора Николая II.
Одним из главных инициаторов создания ИМИУ был Михаил Иванович Хилков – Министр путей сообщения Российской Империи.
И в дальнейшем вузы транспорта создавались высшей государственной властью, по инициативе руководителей транспортных ведомств и развивались при поддержке крупных транспортных предприятий.
Августин Бетанкур был не только создателем, но и руководителем первого транспортного вуза России.
Бетанкур – воспитанник Французской школы мостов и дорог и, конечно, это сказалось на формировании транспортного образования России.
Российские вузы транспорта и сегодня очень тесно работают с зарубежными партнёрами.
Например, французские коллеги высоко оценивают потенциал российского транспортного образования. Руководство Французских железных дорог рассматривает вопрос формирования системы подготовки специалистов по аналогии с российской. А студенты Парижской Школы мостов и дорог проходят преддипломную практику на базе МИИТ.
Некоторые зарубежные страны, например, Германия, настроены пересмотреть своё отношение к двухуровневой системе.
Наши немецкие коллеги признают, что только «классический инженер» способен обеспечить развитие высокотехнологичной отрасли.
И это позиция ведущих компаний, к примеру фирмы «Сименс», которая более десяти лет реализует взаимовыгодные партнёрские отношения с российскими вузами транспорта.
Одним из самых обсуждаемых вопросов является направление дальнейшей реформы транспортного образования России.
Исторические уроки первой половины XX века и модернизация системы транспортного образования, проведённая в начале XXI века, свидетельствуют о том, что любая реформа должна осуществляться с учётом двух факторов: специфики отраслевого образования, интересов государства и транспорта.
Международная практика идёт по пути создания крупных структур общетранспортного и межтранспортного профиля, интегрирующих научно-образовательный потенциал отрасли, в том числе в интересах эффективного взаимодействия различных видов транспорта.
Главная цель нашего форума состоит в том, чтобы собрать в единый спектр мнения о перспективах и условиях развития транспортного образования.
Уверен, что все присутствующие разделяют точку зрения, что будущее российской экономики во многом определяется эффективной деятельностью транспортного комплекса. А деятельность транспорта напрямую зависит от уровня подготовки кадров и развития транспортной науки.