РУТ (МИИТ)
04.06.2015 20:00 

Б.А. Лёвин выступил на заседании Координационного Совета по транспортному образованию при Министерстве транспорта РФ


4 июня 2015 года, г. Сочи. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Лёвина на заседании Координационного Совета по транспортному образованию при Министерстве транспорта РФ «Отраслевое транспортное образование. Состояние, условия и перспективы развития» (Слайд 1)


Уважаемые коллеги, общеизвестно, что более чем двухвековая историческая миссия отраслевого образования (Слайд 2) сформировала его непреходящие базовые ценности, которые не только обуславливают его специфику, но и предопределяют уникальность и особую государственную значимость.

В сфере транспортного образования существует непрерывная и многопрофильная система подготовки и переподготовки специалистов всех уровней, гарантирующая эффективное кадровое обеспечение.

Эта система состоит из связанных между собой базовых блоков, которые формируют исключительную парадигму, включающую:

- профориентацию и довузовскую подготовку;

- целевой набор и дополнительное обучение;

- практику на рабочих местах и ориентацию на будущие предприятия;

- дополнительное образование;

- второе образование;

- изучение иностранных языков»;

- патриотическое воспитание и привитие корпоративной культуры.

Однако государственная политика в области образования пока с определённым постоянством эту специфику и уникальность не учитывает (Слайд 3). Более того, вузам транспорта приходится постоянно сталкиваться с дополнительными проблемами, которые незнакомы ведущим вузам Минобрнауки России, в том числе федеральным и научно-исследовательским университетам.

Эти дополнительные проблемы чреваты осложнениями в кадровом и научном обеспечении важной стратегической отрасли – транспорта.

Уже много раз говорилось о том, что высокий потенциал вузов транспорта позволяет им сохранять свой престиж и ресурсы для развития.

Но, разумеется, постоянное использование внебюджетных доходов отрицательно сказывается на темпах реализации программ развития вузов (Слайд 4).

Уверен, что при поддержке Минтранса России мы можем двигаться вперёд за счёт собственных ресурсов. Но в интересах отрасли и государства, чтобы этот процесс получил ускорение за счёт системы отраслевой поддержки вузов. Она может осуществлять адресно, за счёт специализированного фонда поддержки транспортного образования.

Но прежде всего на федеральном уровне надо сформировать систему взаимодействия Минтранса России и подведомственных ему вузов, аналогичную системе, существующей в формате Минобрнауки России. Речь идёт о развитии учебно-научной и материальной базы, конкурсах НИР, поддержке профессорско-преподавательского состава и т.д.

Важным инструментом повышения престижа вузов и их потенциала является интернационализация образования. Каждый из вузов транспорта, в том числе МИИТ (Слайд 5) постоянно увеличивает масштабы и вводит новые формы международного сотрудничества.

Как можно представить дальнейшее эффективное позиционирование отраслевых вузов на международном уровне (Слайд 6)?

Основными направлениями в этом плане видятся:

- участие в реализации международных программ и проектов Минтранса России;

- повышение престижа российских транспортных вузов в международной академической среде;

- формирование самостоятельной категории в мировых рейтингах.

Необходимо наращивать объёмы экспорта научно-образовательных услуг за счёт реализации международных образовательных программ.

Важная задача – повышение практической привлекательности магистратуры с активным вовлечением обучающихся в проекты с участием международных компаний.

Целесообразно продолжить практику вхождения в состав авторитетных международных образовательных структур (или заключения с ними договоров о сотрудничестве). Примеры этому имеются: создание в вузах международных научно-образовательных центров, партнёрство с ОСЖД, МСЖД, Координационным Советом по Транссибирским перевозкам, Исполкомом КТС СНГ и т.д.

Для наращивания темпов интернационализации есть все условия, в том числе эффективный формат международного партнёрства в масштабе, как международных организаций транспортников (Слайд 7), так и континентальных и межконтинентальных экономических союзов и объединений (Слайд 8).

Предложу Вам на рассмотрение наиболее актуальные, с нашей точки зрения, направления динамики дальнейшего развития транспортного образования (Слайд 9). Это:

- адаптация к новой модели образования с сохранением отраслевой принадлежности и увеличением масштабов поддержки;

- отнесение транспортных специальностей к приоритетным группам специальностей и направлений подготовки;

- деятельность отраслевых инновационных центров (импортозамещения, подготовки научно-педагогических кадров);

- поддержка научных школ;

- оптимизация структуры с приоритетом баланса между политикой Минобрнауки России и интересами отрасли;

- расширение сотрудничества с отраслевыми НИИ, КБ, институтами РАН, вузами Минобрнауки России;

- развитие новых направлений бакалавриата и магистратуры (логистика, ВСД, новые технологии, инжиниринг);

- активное участие в конкурсах Минобрнауки России, РНФ, РФФИ;

- ориентация предприятий транспорта на отраслевые вузы.

Разумеется, что перечисленные направления могут обрести практическое воплощение при энергичном функционировании горизонтальной триады государственно-частного партнёрства: Минтранс России – транспортный бизнес – отраслевые вузы.

Рассчитываем, что выстроить эту триаду будет помогать Ассоциация вузов транспорта, которая в этом плане достаточно продуктивно проработала первую половину 2015 года (Слайд 10).

Коллеги, вернусь к наиболее актуальной для нас теме, связанной с финансированием отраслевого образования (Слайд 11).

До 2005 года оно велось в общем-то по приемлемой для нас схеме. Но после произошли изменения, которые никак нельзя назвать конструктивными с точки зрения интересов транспорта и транспортного образования.

Главным «раздатчиком» средств вместо Министерства финансов стало Министерство образования и науки, которое стало направлять средства по двум потокам: бюджет и программы развития. При этом Минтранс России получателем и распределителем финансов на развитие транспортного образования не является.

И из второго потока по непонятным причинам выбыли вузы Минтранса России.

Компенсировать эти потери за счёт отраслевых предприятий весьма проблематично. Остаётся надежда на внебюджетные доходы, но и они не беспредельны.

Поэтому вновь и вновь встаёт вопрос о внедрении отдельных механизмов программ развития отраслевых (и не только транспортных) вузов (Слайд 12).

Первый путь – целевые субсидии по цепочке: Министерство финансов – Министерство транспорта – Федеральные агентства – вузы.

Второй путь – создание Фонда развития транспортного образования, важным источником наполнения которого может стать отдельная статья расходов в бюджете крупных транспортных проектов, предусматривающая выделение до 2 процентов от общей стоимости проекта на развитие отраслевых вузов.

В заключение позвольте проиллюстрировать сказанное на примере МИИТ, связанным с формированием структуры бюджета вуза и заработной платы его работников, в том числе профессорско-преподавательского состава (Слайд 13).


source: Отдел по связям с общественностью