Б.А. Лёвин выступил на заседании Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта
9 октября 2015 года, г. Санкт-Петербург. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на заседании Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта «Итоги приёма – основа развития транспортного образования» (Слайд 1).
Как следует из доклада заместителя руководителя Росжелдора И.В. Мицука отраслевая система образования, отраслевые вузы достойно выдерживают испытания временем, подтверждая свой высокий престиж. Это показывают и основные итоги приёма в вузы в 2015 году.
Вузы Росжелдора намерены идти путём дальнейшего развития. У нас достаточно большие ресурсы, тем не менее поддержка Учредителя необходима, прежде всего в интересах железнодорожной отрасли.
В ближайшем будущем мы надеемся, что Росжелдор на уровне руководства Министерства образования и науки положительно решит следующие вопросы (Слайд 2):
- о восстановлении бюджетного приёма на направления высшего образования «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Сервис»;
- об открытии специальности высшего образования «Инженер-экономист» и направлений «Транспортное право», «Международное транспортное право»;
- о восстановлении целевого приёма на программы среднего профессионального образования.
Мы также просим Учредителя в целях развития системы целевого обучения сформировать план целевого приёма на 2016 год до 15.10.2015 (в дальнейшем до 1 октября).
Важнейшим условием кадрового обеспечения отрасли является упрочение партнёрства с главным заказчиком – ОАО «РЖД» и другими транспортными предприятиями (Слайд 3). Считаем в этом плане приоритетными следующие задачи:
- обеспечение до 01.11.2015г. 100% охвата и оплаты довузовской подготовки кандидатов на целевое обучение;
- формирование плана заявок на подготовку специалистов на 3-5 лет с учётом федеральной политики по увеличению объёмов бакалавриата (в т.ч. прикладного), магистратуры, аспирантуры;
- формирование заказа на целевую подготовку специалистов финансово-экономического и юридического профиля на внебюджетной основе.
Проблемный вопрос – проведение медосмотров преподавателей и студентов (Слайд 4). До 1 декабря 2013 года периодические медицинские осмотры сотрудников и студентов вузов проводились в рамках ОМС.
Сегодня ФЗ «Об образовании в РФ» обязывает вузы проводить периодические медосмотры сотрудников и студентов, но средства на это не выделяет. Для справки: только головному вузу МИИТ для этого необходимо ежегодно около 60 млн. рублей. Поэтому в самое ближайшее время на федеральном уровне надо определить источники дополнительного финансирования медосмотров.
Не менее остро стоит проблема финансирования обучения иностранных студентов, принятых в отраслевые вузы по государственной линии (Слайд 5).
С 2015 г. в рамках квоты, установленной Правительством РФ, финансирование обучения иностранных студентов и слушателей подготовительного факультета осуществляется в соответствии с нормативными затратами по госуслугам. Квоты эти согласованы с Учредителем, поэтому рассчитываем, что Росжелдор окажет содействие тому, чтобы Минобрнауки России определило источник и порядок финансирования обучения иностранных студентов, поступивших по государственной линии.
Несколько слов об итогах эксперимента, проведённого в МИИТ в этом году, связанного с существенным повышением среднего уровня ЕГЭ с 54,7 до 62 баллов (Слайды 6-7). Есть свои плюсы и минусы, будем их анализировать с прицелом на приём 2016 года, рассчитываем на мнения коллег.
Хочу обратить внимание на такой аспект. Более 700 абитуриентов с
недостаточным уровнем ЕГЭ направлено нами в МАДИ, МГАВТ, МГТУГА. Коллеги были нам благодарны, и эту благодарность надо рассматривать не только как результат корпоративной солидарности, но и как первый шаг реальной интеграции деятельности вузов различных видов транспорта.