Б.А. Лёвин выступил на Совместном заседании Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и Комитета Государственной Думы РФ по образованию
22 июня 2015 года, г. Москва. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на Совместном заседании Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и Комитета Государственной Думы РФ по образованию
«Транспортное отраслевое образование в России. Традиции, базовые ценности, перспективы» (Слайд 1)
С момента создания в 1809 г. (Слайд 2) система транспортного образования эффективно работает в интересах государства и гарантирует кадровое обеспечение и научное сопровождение решения задач федерального уровня, связанных с развитием транспортной инфраструктуры страны эффективностью, безопасностью и экологичностью перевозочного процесса.
Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года делает акцент на инновационном развитии, обеспеченном именно развитием кадровых и интеллектуальных ресурсов. Она основана на качественном совершенствовании техники, разработке и внедрении высоких технологий, взаимодействии различных видов транспорта, интермодальных перевозках, интеллектуальных системах управления, единых транспортно-логистических узлах, современных транспортных средствах и инфраструктуре.
Образовательные учреждения высшего образования (Слайды 3-5) являются для транспорта базовым, неотъемлемым ресурсом, обеспечивающим такое развитие. При этом одновременно решают оба типа задач – кадровые и научные. Университеты всегда были научно-образовательными центрами, и таковыми остаются. Но при этом всегда обладали спецификой, связанной именно со своей органической интегрированностью в отрасль.
И, как показывает история, (Слайды 6-7) попытки «вписать» отраслевую систему образования в традиционные рамки оказывались малоэффективными.
Подходить к вузам транспорта с общей меркой, теми же критериями, что и к классическим вузам нельзя (Слайд 8). Это не значит, что они имеют право на неэффективность. Они должны отвечать общим параметрам, но эти параметры должны быть специфичны и адаптированы к отраслевому образованию. У вузов транспорта есть сбалансированное наличие признаков научно-исследовательских вузов, и классических, и предпринимательских вузов, нацеленность на решение региональных задач, как у федеральных вузов, но эти признаки сформировались в определенную систему, не подпадающую прямо под какую-то одну существующую категорию.
По пути подготовки кадров с высшим образованием под конкретную отрасль – продолжают идти в мире. Более того, транспортное направление требует подготовки сейчас новых специалистов с межтранспортными компетенциями, стимулирует комплексные научные исследования, выводит требования к специалистам на новый уровень.
При этом мы прекрасно понимаем, что должны быть конкурентоспособны. Набор компетенций наших выпускников максимально заточен под потребности отрасли, даже конкретных предприятий через целевой прием. Но и здесь качество, востребованность образования нельзя измерить, например, через баллы поступающих. К нам поступают люди, которые сознательно решили работать в отрасли.
Специфичность отраслевого образования требует соответствующего порядка финансирования (Слайд 9), в том числе за счёт создания фонда поддержки вузов Минтранса России.В силу своей специфики они нуждаются в поддержке не меньшей, а иногда и большей, чем другие вузы из-за необходимости поддержания на высоком уровне уникальной учебно-лабораторной базы, компетенций профессорско-преподавательского состава.
С большим удовлетворением можно констатировать, что Государственная Дума последовательно и неоднократно поддерживала отраслевые вузы. Это видно из принятых решений, из самого факта проведения сегодняшнего заседания.
В Протоколе совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 08.06.2011 № ВП-П9-32пр было дано поручение Минобрнауки России, Минтрансу России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и СТР проработать вопрос реализации пилотного проекта по созданию национального исследовательского университета на базе ФГБ ОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения" (далее - МИИТ). Срок исполнения был установлен к 1 сентября 2011 г.
20 октября 2011 года, ректор МИИТ Б.А. Лёвин выступил на расширенном заседании Комитета Государственной Думы РФ по транспорту по теме: «О создании научно-образовательного центра в форме национального исследовательского университета в целях содействия инновационному развитию единой транспортной системы Российской Федерации». Своим решением Комитет одобрил концепцию создания транспортного НИУ на базе МИИТ.
В Минобрнауки России было направлено письмо Минтранса России, в котором отмечена актуальность создания национального исследовательского транспортного университета и предложение о проведении в 2012 г. третьего этапа конкурсного отбора программ развития университетов, претендующих на присвоение статуса НИУ.
В свою очередь, Минобрнауки России направило письмо в Правительство Российской Федерации, в котором поддерживается предложение об объявлении в 2012 г. третьей очереди конкурсного отбора программ развития вузов, претендующих на присвоение статуса национального исследовательского университета.
Принятая в 2013 г. Госпрограмма «Развитие образования в Российской Федерации» предусматривает дальнейшее развитие сети национально-исследовательских университетов.
Однако, очередной конкурс НИУ до сих пор не объявлен и, с учетом современной экономической ситуации, вряд ли состоится в среднесрочной перспективе.
Поиск возможностей поддержки транспортного образования, к сожалению, осложнен отсутствием в законодательстве особой правовой ниши для него.
Вузы транспорта не попадают под понятие федеральных университетов, поскольку законодательство предусматривает для таких вузов преимущественную ориентацию на содействие реализации региональных программ развития. Транспортные вузы в это активно вовлечены. Они работают именно на развитие транспортной инфраструктуры регионов, на подготовку специалистов для региональных перевозок. Филиальная сеть, особенно среднего профессионального образования, максимально тесно, с учетом требований работодателей, привязана к карте региональных транспортных предприятий. Но транспортная сеть не может быть поделена в соответствии с границами регионов, и вузами транспорта специалисты готовятся для всей страны. Решение общетранспортных проблем, выходящих на первый план, развитие новой техники и технологий не могут ограничиваться одним регионом, какие бы тесные связи с ним не были, сколько бы выпускников в нем не трудоустраивались. К сожалению, особого статуса федеральных университетов, для вузов, выполняющих не региональные, а отраслевые программы развития, не предусмотрено.
По многим признакам (в том числе по объему выполняемых НИР и НИОКР) ведущие транспортные вузы приближаются к НИУ, однако в силу отраслевой специфики достичь, например, таких показателей, характерных для НИУ, как доля магистрантов и аспирантов в общем контингенте, не представляется возможным. Но в силу своей отраслевой направленности отраслевые вузы не будут отвечать формальным признакам НИУ. Это обусловлено тем, что у работодателей отрасли главный спрос – исключительно на классических специалистов.
Минобрнауки России реализует курс на развитие эффективности и конкурентоспособности ведущих вузов. Такой подход оправдан, и у нас нет никаких оснований его оспаривать. Но при этом, на наш взгляд, каждой отрасли надо дать возможность располагать дополнительными средствами для поддержки отраслевых систем образования, предусматривать средства в соответствующих государственных и федеральных целевых программах. Ни один крупный проект, тем более инфраструктурный, не может быть реализован без соответствующего кадрового обеспечения.
Решение задач кадрового и научного обеспечения транспорта (Слайды 10-11) настолько комплексно, настолько связано и интегрировано с решением задач Транспортной стратегии, что оперативное и эффективное решение вопросов отраслевого образования через Минобрнауки России менее эффективно, чем через Минтранс России. Такое понимание основывается в том числе и на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» При этом вне всякого сомнения вопросы развития транспортного образования должны решаться в полном соответствии с разрабатываемыми и реализуемыми Минобрнауки России полномочиями в сфере управления и регламентации национальной системы образования.
Общесистемные, межтранспортные и общетранспортные задачи развития транспорта выходят на первый план. Соответственно, и подготовка специалистов для различных видов транспорта, повышение эффективности транспортного образования, оптимизация сети учреждений должны рассматриваться из единого центра.
Таким центром мог бы стать Российский государственный университет транспорта, созданный на базе МИИТ (Слайды 12-14).
Следующим шагом должна стать оптимизация сети образовательных учреждений отрасли, включая филиальную сеть. Приэтом оптимальной является схема ориентации на интересы работодателей при одновременном учете цели повышения эффективности и концентрации для этого всех видов ресурсов.
При этом никакого ограничения подготовки специалистов по эксплуатации отдельных видов транспорта не будет. Напротив, за счет синергетического эффекта качество их подготовки только повысится.