РУТ (МИИТ)
07.12.2009 17:35 

Борис Лёвин: "Наука сосредоточена в вузах"


О роли отраслевого образования в развитии транспортной отрасли "Транспорту" рассказал Президент ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор Борис Лёвин.

«Транспорт»: Борис Алексеевич, отвечает ли сегодня, на Ваш взгляд, система транспортного образования требованиям, которые предъявляет к ней отрасль? Удается ли выстроить эффективное взаимодействие с заказчиками кадров – ОАО «РЖД», лидерами транспортного строительства, другими крупными участниками транспортного рынка?

- Транспорт имеет особое значение для России. Максимальная отдача от него возможна только в случае четкого взаимодействия различных видов транспорта, чем сегодня мы пока не можем похвастать. Но транспорт — еще и самая опасная сфера деятельности и пребывания человека. Именно поэтому транспорт России имеет исторически свою систему образования. 18 ноября мы будем широко отмечать 200-летие транспортного образования в России. В истории был лишь один период, с 1918 по 1928 год, когда отраслевые вузы подчинялись Министерству образования. Этого времени хватило, чтобы понять, что если мы ставим задачу эффективности образования и безопасности на транспорте, учебные заведения должны быть отраслевыми.

Когда транспортные вузы вошли в современную систему Минтранса России, они были распределены по федеральным агентствам соответствующих видов транспорта. Для консолидации образовательной деятельности в 2005 году на базе Ассоциации вузов железнодорожного транспорта была создана Ассоциация вузов транспорта России. В нее вошло более двух десятков высших учебных заведений различных видов транспорта. Мы совместно реализуем учебные программы по кадровому обеспечению взаимодействия различных видов транспорта, вырабатываем позицию перед властными структурами, консолидированно выступаем при оценке реформ, новых направлений образовательной или научной деятельности.

Что же касается МИИТа, то он постоянно совершенствует свою структуру. В формате университетского комплекса мы объединили различные уровни образования, обеспечили непрерывность подготовки кадров всех уровней. Мы оптимизируем структуру университета, включающую филиалы в 34 субъектах России (колледжи, техникумы, филиалы бывшего РГОТУПСа). Из 54 филиалов планируем в итоге сформировать 31. Это будут крупные учебные заведения — филиалы МИИТа, обеспечивающие современный уровень подготовки кадров. В условиях образовательного комплекса возможно более эффективное обеспечение непрерывности подготовки кадров для транспорта, повышение качества профессионального образования специалистов всех уровней.

Искренне заботясь о фундаментальности образования, создаем Дом физики МИИТа, который будет оборудован по последнему слову техники. Укрепим и научный потенциал, объединив две имеющиеся кафедры физики в одну.

Взаимодействие с заказчиками строим на партнерской основе. В частности, вице-президенты ОАО «РЖД» «закреплены» за профильными институтами. Они бывают у нас, встречаются с руководством институтов, выступают с лекциями перед студентами. Ведущие департаменты ОАО «РЖД» совместно с вузом разрабатывают учебные планы и программы. Постоянно развивается и совершенствуется система целевой подготовки кадров для отрасли.

Выпускники МИИТа получают дипломы самого разного профиля и постоянно востребованы в различных сферах деятельности государства. Однако основными партнерами и заказчиками МИИТа были и остаются железные дороги и компания ОАО «РЖД». Ряды компании регулярно пополняют не только специалисты в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства, но и юристы, экономисты, финансисты, специалисты гуманитарного профиля, таможенного дела, специалисты в области маркетинга, рекламы, менеджмента, сервиса и туризма.

Стоит отметить, что руководство компании очень бережно относится к молодым специалистам. Так, несмотря на кризис, все целевики, окончившие в этом году МИИТ, приняты на работу.

Ежегодно на предприятия железнодорожного транспорта распределяется до 70% выпускников МИИТа. При этом распределение студентов, обучающихся по целевым направлениям, достигает 96-98%. Каждый институт университета независимо от профиля ориентирован на отрасль.

«Транспорт»: Каково влияние экономического кризиса на работу отраслевых вузов?

— Процесс становления университетского комплекса МИИТа совпал с трудностями, обусловленными финансово-экономическим кризисом и последствиями кризиса демографического. Эти факторы одинаково сказались на деятельности всех отраслевых вузов. Кризис предопределил сокращение расходов основных партнеров на подготовку и переподготовку кадров, социальную поддержку преподавателей и студентов, уменьшение заказов на проведение НИОКР. Снизилось количество желающих получить образование на платной основе. Демографический спад вызывает сложности с выполнением плана приема, сокращается объем довузовской подготовки.

Обстановка потребовала от нас разработать программу развития (заметьте, не выживания, а развития) МИИТа в условиях кризиса. Университет перешел на режим экономии за счет оптимизации структуры управления, штатных расписаний, сокращения затрат на деятельность, не связанную с учебным процессом, увеличения дистанционной формы переподготовки кадров.

Кризис — не повод для уныния и остановки в развитии. Определены направления увеличения внебюджетных доходов. Это расширение традиционного круга партнеров, дополнительные объемы НИОКР, реклама транспортных специальностей и т. д.

Если вернуться в недалекое прошлое, то одной из основных статей доходов вуза в конце девяностых годов была сдача помещений в аренду. Сейчас же в консолидированном бюджете вуза эта статья составляет мизерный процент, а лидируют такие виды деятельности, как платная образовательная деятельность, наука, повышение квалификации и переподготовка кадров. Всего же внебюджетные доходы – вот уже несколько лет — в нашем консолидированном бюджете превышают 75%. Считаю, что это нормальный рыночный расклад, характерный для развитого вуза.

Серьезными аргументами для уверенности в завтрашнем дне университетского комплекса МИИТа являются и такие факторы, как развитая учебно-научная база, опытный и квалифицированный профессорско-преподавательский состав, значительный научный потенциал, крепкие партнерские связи с заказчиками, высокий престиж вуза на международном, федеральном и отраслевом уровнях.

«Транспорт»: ОАО «РЖД» активно продвигается на зарубежные рынки. Получил ли этот процесс отражение в работе образовательной системы?

- Четкую связь здесь обозначить нельзя. В каком бы направлении ни развивался транспорт, система подготовки кадров автоматически учитывает его потребности. Мы работаем на опережение с учетом потребностей наших заказчиков. На это в определенной степени ориентирована и работа Международной ассоциации транспортных вузов, в составе которой около 50 транспортных вузов и предприятий из 17 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Впервые в системе высшего профессионального образования структурированы и востребованы отраслью учебные междисциплинарные специализации опережающего образования — «управление и обеспечение качества в строительстве и на транспорте» и «государственно-частное партнерство в строительстве и на транспорте». Начата подготовка специалистов по новым специальностям: «управление инновациями», «менеджмент высоких технологий», «переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Высшая транспортная бизнес-школа МИИТа ведет обучение по программе «Мастер делового администрирования (МВА)» со специализациями «корпоративный менеджмент на транспорте» и «управление транспортно-логистическим бизнесом».

«Транспорт»: Какова на сегодняшний день роль вузовской науки в инновационном развитии отрасли ?

— В России, особенно в высшей транспортной школе, фундаментальность науки остается на первом месте. Отсюда и широкий подход к проблеме. К сожалению, и Европа, и Америка ушли от этого принципа в погоне за сиюминутным результатом. Но, с другой стороны, на Западе разработки быстро внедряются. Вот свежий пример: начав партнерство с ОАО «РЖД» и МИИТом, компания Siemens изучила наши научные разработки и уже приобрела у МИИТа два патента. Их внедрение планируется не только в России, но и в Германии в течение трех лет.

Другой пример. Еще в советские времена нашими учеными была разработана теория взаимодействия различных видов транспорта в интересах развития транспортного комплекса в целом. Уже тогда мы говорили, что нужна логистика и эффективное взаимодействие различных видов транспорта. Но в условиях планового хозяйства это не было востребовано. Пригодились наши разработки в постреформенное время и дали хороший результат. Можно привести немало примеров, когда на основе фундаментальных научных разработок рождались принципиально новые системы, элементы которой обретали актуальность в новых экономических условиях.

МИИТ вошел в число победителей конкурса инновационных вузов, и эта победа дала нам немало перспектив для развития. Причем, говоря «нам», я имею в виду не только МИИТ, а все вузы транспорта. Наработки, которые мы сделали за два года, это, так сказать, корпоративное достояние. Речь идет о суперкомпьютере МИИТа и нашем не имеющем аналогов мультимодальном образовательном центре, представляющем собой уникальную систему имитационного моделирования работы логистических центров и взаимодействия видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного и морского, воздушного, трубопроводного). Он помогает будущим специалистам уже на студенческой скамье изучать взаимодействие операторов различных видов транспорта, определять оптимальные пути доставки грузов. Этот комплекс позволяет студентам различных транспортных вузов не только совместно обучаться, но и в перспективе понимать друг друга после окончания института, работая в едином транспортном пространстве.

Наука и образование должны идти неразрывно. Именно в вузах сконцентрирован основной научный потенциал. Таким образом, ученый не только развивается сам, но и несет в аудиторию последние достижения науки. В результате студент получает более актуальные знания.

«Транспорт»: В рамках первого международного форума «Стратегическое партнерство 1520» в 2006 году между МИИТом, ОАО «РЖД» и компанией Siemens было подписано трехстороннее соглашение, предполагающее подготовку молодых специалистов для организации скоростного сообщения с участием немецкой компании. Как реализуются положения этого соглашения в настоящее время?

— После того как Siemens заключила контракт с ОАО «РЖД» на поставку высокоскоростных поездов, она также подписала соглашение с Московским, Санкт-Петербургским и Ростовским университетами путей сообщения, которое возлагает на нас обязанность подготовки кадров нового поколения. В Брянском филиале МИИТа например, введена новая специальность — «машинист скоростного поезда».

Сегодня мы обучаем не только специалистов по эксплуатации и обслуживанию подвижного состава Siemens, но уже приступили и к подготовке конструкторов и технологов железнодорожного транспорта, которые сначала будут собирать подвижной состав по моделям Siemens, а потом, я уверен, перейдут к выпуску отечественного подвижного состава.

«Транспорт»: Как Вы в целом оцениваете перспективы скоростного сообщения в России?

— Железные дороги будут высокоскоростными. Что же касается соперничества с другими видами транспорта, мы должны реально понимать, что политика государства, предусматривающая экономические регуляторы, должна очень четко определять эффективность использования того или иного вида транспорта на определенные расстояния и в конкретных направлениях.