РУТ (МИИТ)
07.12.2009 17:30 

Миллиметры экономии


Возможно, уже вскоре рекомендации учёных помогут продлить срок службы и рельсов, и подвижного состава.

Научно-технический совет ОАО «РЖД» утвердил план мероприятий по оптимизации эксплуатационных расходов железных дорог, связанных с взаимодействием пути и подвижного состава.

На прошедшем вчера заседании НТС были заслушаны результаты исследований этой проблемы, проведённые отраслевыми учёными.

Как отметил президент компании Владимир Якунин, контакт «колесо – рельс» является важнейшим фактором, определяющим эффективность работы железных дорог, влияющим на безопасность движения и уровень эксплуатационных затрат. До 30% ресурсов, расходуемых на тягу поездов, тратится на преодоление трения именно в этой точке.

«Гудок» сообщал, что несколько лет назад отраслевым учёным была поставлена задача выяснить степень влияния ширины колеи и особенностей ходовых частей подвижного состава на взаимодействие в системе «колесо – рельс».

Старший вице-президент компании Валентин Гапанович уточнил, что проблема повышенного износа рельсов и колёсных пар в кривых возникла в 1970-х годах, когда на сети железных дорог деревянные шпалы стали менять на железобетонные. Тогда был установлен единый стандартный шаблон ширины колеи как для прямых участков, так и в кривых – 1520 мм, поскольку собирать рельсошпальную решётку с варьируемой шириной колеи в кривых технология в то время не позволяла.

В результате при прохождении подвижного состава кривых, особенно малого радиуса, колёсные пары плохо в неё вписываются. Они начинают буквально резать рельсы, быстро приводя их в негодность. Одновременно происходит подрез гребней самих колёс. Валентин Гапанович заметил, что расходы ОАО «РЖД» только за девять месяцев нынешнего года, связанные с ремонтом колёс, заменой рельсов и стрелочных переводов из-за их сверхнормативного бокового износа, превысили 3,3 млрд. руб.

Снизить эти затраты поможет принятие рекомендаций, разработанных учёными на основе проведённых исследований.

Заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ» Александр Косарев сообщил, что пересматривать нормативы устройства рельсовой колеи для прямых участков пути, пологих кривых и кривых радиусом менее 350 м нецелесообразно. Правда, минимально разрешаемая ширина колеи для них должна быть 1516 мм вместо нынешних 1512 мм.

А вот в кривых радиусом от 351 до 650 м нужно установить стандарт 1530 мм с допусками плюс 8 и минус 4 мм. Поскольку применение этого норматива в сетевом масштабе потребует значительных капиталовложений, то для принятия окончательного решения необходимо провести эксплуатационные испытания предлагаемого варианта на пилотном участке. Он будет определён до 1 апреля 2010 года. Кроме того, по решению НТС до конца 2009 года в Минтранс РФ будут направлены предложения по внесению изменений в документы, определяющие нормы допускаемых размеров колёс грузовых вагонов. В частности, разность их диаметров в одной паре после планового ремонта не должна превышать 0,5 мм.

К июлю будущего года уже завершатся испытания вагонных тележек с подшипниками кассетного типа и другими конструкционными новшествами, направленными на повышение надёжности подвижного состава и его устойчивости при движении в порожнем состоянии.

Специалисты МГУПСа, в свою очередь, будут работать над технологией плавной регулировки ширины колеи за счёт применения промежуточных анкерных скреплений.

К решению проблем взаимодействия подвижного состава и пути также подключатся учёные РАН и зарубежные специалисты. В частности, договор о таком сотрудничестве старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович подписал вчера с вице-президентом Транспортного технологического центра Ассоциации американских железных дорог.

В завершение заседания Владимир Якунин отметил, что прогресс в изучении проблемы достигнут, и немалый. Но окончательную точку в установлении оптимальных параметров ширины колеи на отечественных магистралях можно будет поставить лишь по окончании полномасштабных научных исследований.