РУТ (МИИТ)
03.12.2009 12:00 

Заполярные исследования


В МГУПСе организовали лабораторию по изучению вечной мерзлоты

Эту структуру организовали в университете по предложению ОАО «Ямалтрансстрой» для научного сопровождения строительства железнодорожной линии Обская – Бованенково протяжённостью 525 км.

Как рассказал заведующий научно-исследовательской мерзлотной лабораторией кафедры «Путь и путевое хозяйство» Московского государственного университета путей сообщения Александр Черкасов, прошедшим летом сотрудники лаборатории собрали почти тонну щебня с железнодорожной насыпи на Ямале и проверили его на соответствие ГОСТу.

Дело в том, что далеко не всякий материал годится для отсыпки балластной призмы. Поэтому в специальной морозильной камере щебень испытывали на морозостойкость, на прессе-пульсаторе – на дробимость, проверяли также его гранулометрический состав.

По словам Александра Черкасова, строительство железнодорожных линий в районах вечной мерзлоты всегда сопряжено с большими инженерными трудностями. Поэтому реализация таких проектов за Полярным кругом невозможна без участия учёных.

Сотрудники лаборатории выбрали на линии Обская – Бованенково пять характерных экспериментальных участков. Затем отобрали на них пробы грунта и пробурили скважины, установив в них термодатчики. После лабораторных испытаний взятых образцов они получили необходимые транспортным строителям характеристики насыпи и основания.

Учёные также провели необходимые теплотехнические расчёты земляного полотна. Полученные результаты помогут железнодорожникам в будущем избежать опасной деформации насыпи, выбрать её оптимальную конструкцию, определить те или иные способы усиления земляного полотна.

В дальнейшем на трассу будут регулярно приезжать специалисты университета, снимать температурные показатели, проводить натурный осмотр железнодорожного пути.

Первый поезд на заполярной линии должен пройти уже в начале 2010 года. Сейчас насыпь по рекомендации учёных укрепляют георешётками, геотекстильными обоймами и другими специально изготовленными для этого материалами, чтобы избежать деформаций, растрескивания и вспучивания.