РУТ (МИИТ)
02.12.2009 17:00 

Взгляд в будущее


«Как и двести лет назад, и сегодня, и в будущем основная миссия Министерства транспорта и всей отрасли – обеспечить единство страны, ее целостность и гармоничное развитие. Мы имеем право на качественный, безопасный транспорт, который отвечает высоким экологическим и потребительским стандартам. Будут разработаны минимальные социальные стандарты транспорта. Это позволит повысить комфорт транспортных услуг. Современный подход к развитию ориентирован на требования пользователя и новейшие разработки». Эти слова из доклада министра транспорта РФ Игоря Левитина на пленарном заседании Международного транспортного форума «Транспорт России: становление, развитие, перспективы», прошедшего под девизом «Транспорт России: взгляд в будущее», можно назвать рефреном всех мероприятий форума, посвященного 200–летию транспортного ведомства и образования на транспорте. А началась насыщенная программа форума с научно–практической конференции «Транспортное образование и наука. Опыт, проблемы, перспективы», состоявшейся в Колонном зале Дома Союзов. 

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов. Он подчеркнул, что государство всегда рассматривало деятельность учебных заведений транспорта как мощный инструмент кадрового обеспечения поступательного движения транспортной отрасли и экономики страны, укрепления ее обороноспособности и международного авторитета.

Выступивший на конференции министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что система транспортного образования с честью выдержала многочисленные испытания временем. «Транспортное образование – одно из лучших в системе высшего и среднего образования России, – подчеркнул министр. – Сегодня, как и два века назад, диплом об окончании транспортного вуза по праву высоко котируется как в России, так и за рубежом».

Участников форума приветствовали также губернатор Ростовской области Владимир Чуб, наделенный полномочиями губернатора Свердловской области Александр Мишарин, ректор Московского государственного университета путей сообщения, президент Ассоциации вузов транспорта Борис Лёвин, ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Валерий Ковалёв.

В докладах и выступлениях участников конференции были подняты наиболее актуальные проблемы развития транспортного образования.

В рамках конференции министр транспорта Игорь Левитин встретился с лауреатами Всероссийского конкурса научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ «Молодые ученые транспортной отрасли – 2009».

Игорь Левитин напомнил, что конкурс молодых ученых транспортных вузов проводится уже в третий раз. В этом году на конкурс было представлено более 60 работ, самое активное участие в нем приняли молодые ученые Сибирского государственного университета путей сообщения, Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского и Самарского государственного университета путей сообщения.

«Мы возлагаем на вас особые надежды, – сказал министр, обращаясь к лауреатам конкурса. – В вас мы видим научное будущее транспортной отрасли, основателей новых научных школ. Именно вузы должны стать базовыми структурами для развития инноваций».

Там же, в Колонном зале, Игорь Левитин вручил ведомственные награды и памятные знаки «200 лет транспортному образованию России» ректорам и ведущим ученым транспортных вузов.

Продолжилась программа форума серией конференций, прошедших в отеле «Ренессанс».

Конференция «Автомобильные дороги – инвестиции в будущее» была в основном посвящена перспективам развития дорожной отрасли и дорожного строительства». Выступивший на ней заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров подчеркнул, что импульс в развитии дорожного хозяйства на современном этапе дали решения Государственного совета и поручения Президента Российской Федерации во исполнение этих решений в Ярославле в 2006 году. Благодаря этому объемы финансирования отрасли в 2008 году были увеличены в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом. В 2009 году эта сумма составила 312 млрд. рублей.

Замминистра сообщил, что в настоящее время приняты важные для дорожной отрасли документы: Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»; Нормативы денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог; Федеральный закон «О концессионных соглашениях»; Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года; Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».

Олег Белозеров подчеркнул, что сегодня большое значение придается привлечению в дорожное хозяйство негосударственных инвестиций. В настоящее время подписаны с инвесторами два концессионных соглашения на строительство нового входа в г. Москву с автомагистрали М–1 «Беларусь» и участка скоростной автодороги Москва – Санкт–Петербург 15 км – 58 км.

В целях привлечения кредитных ресурсов банков и средств облигационных займов создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». В настоящее время разрабатываются документы для обеспечения полноценного функционирования компании с 2010 года.

Замминистра поднял тему финансирования отрасли, которую поддержал в своем выступлении Мартин Шаккум – председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. Он, в частности, отметил, что финансирование дорожных работ порой отстает от реальных потребностей дорожников.

Также на конференции активно обсуждалась тема перехода от лицензирования к саморегулированию в дорожной отрасли и создания саморегулируемых организаций (СРО).

Морское сообщество приняло активное участие в конференции «Инвестиционная привлекательность морского и речного транспорта Российской Федерации».

В работе конференции приняли участие руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Алексей Клявин.

На конференции отмечалось, что Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание дальнейшему увеличению производственных мощностей морских портов, что отражено в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)».

Основной импульс развития получат порты, расположенные на традиционных направлениях перевозок грузов, в том числе на направлениях международных транспортных коридоров (МТК) Север – Юг, Запад – Восток. Также будет развиваться Северный морской путь, что связано прежде всего с добычей углеводородного сырья в северных регионах.

Важнейшей задачей на речном транспорте является реформирование системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, концепция которого была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации и утверждена Министерством транспорта Российской Федерации, со следующими сроками реализации: 1 этап – 2009–2011, 2 этап – 2012–2015 годы.

Стратегической целью Концепции реформирования является формирование до 2016 года системы управления внутренними водными путями, позволяющей обеспечить эффективную государственную систему безопасности судоходства, коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты, в том числе на основе государственно–частного партнерства и привлечения частных инвестиций.

Обстоятельный разговор состоялся на конференции «Современная транспортная инфраструктура – основа развития Российского государства и общества».

Выступивший на конференции первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко заявил, что инфраструктура может стать катализатором всех перемен в народном хозяйстве.

«Геополитическое положение России предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении и евроазиатских связей, – сказал Владимир Клименко. – Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении».

Об оптимизации международных транспортных коридоров рассказал генеральный директор ОАО «Белкомур» Эльман Худоназаров.

Проблемам реализации инфраструктурных проектов в Сочи было посвящено выступление заместителя генерального директора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Сергея Быстрова.

О роли информационных технологий в решении задач развития транспортной инфраструктуры рассказал в своем выступлении председатель правления компании «Кредо–Диалог» Григорий Жуховицкий.

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов принял участие в конференции «Развитие отечественного рынка авиаперевозок: вызовы и возможности». В своем выступлении он затронул вопрос о планируемой Евросоюзом торговле квотами на авиационные выбросы.

С докладом об инновационном принципе деятельности аэронавигационного комплекса выступил руководитель Федеральной аэронавигационной службы Министерства транспорта Российской Федерации Александр Нерадько.

Острый и заинтересованный разговор состоялся на конференции «Механизмы повышения качества обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте». В работе конференции принял участие заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков. Он обратил внимание на необходимость формирования принципиально нового подхода к организации пассажирских перевозок в регулируемом сегменте на основе принципа государственного заказа. Замминистра сообщил, что Минтрансом России подготовлена концепция федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Основная цель концепции заключается в формировании новой модели организации транспортного обслуживания населения во всех видах пассажирского сообщения.

Эмоциональным было выступление вице–спикера Госдумы РФ Владимира Жириновского, призвавшего железнодорожников повышать цивилизованность транспортных услуг.

Активно обсуждалась на конференции тема модернизации железнодорожных вокзалов как ключевого элемента развития пассажирского комплекса.

О путях создания цивилизованного рынка услуг пассажирского транспорта рассказал на конференции «Перспективы развития автомобильного и городского пассажирского транспорта» заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Александр Шерстнев. Он сообщил участникам конференции, что департаментом завершена работа над проектом постановления Правительства РФ об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа. «Их разработка была предусмотрена Уставом автомобильного транспорта. Вместе с уставом правила устанавливают конечный перечень требований к предоставлению транспортных услуг, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров в Российской Федерации», – подчеркнул Александр Шерстнев.

Большое внимание на конференции было уделено проблемам конкуренции на рынке пассажирских автоперевозок.

Завершающим аккордом транспортного форума стали выставка в манеже «Транспорт России – 2009», отразившая стратегию развития транспортной отрасли и науки в масштабах России, пленарное заседание и панельная дискуссия на тему «Транспорт России: взгляд в будущее».

С приветственным словом к участникам форума обратились руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Нарышкин и заместитель председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов.

С докладом «Современные тенденции и перспективы развития транспортного комплекса» выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. В ходе панельной дискуссии состоялись две сессии.

Первая была посвящена теме «Повышение качества услуг как основное направление развития транспортного комплекса». Свои мнения по этому поводу высказали заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, вице–президент НК «Роснефть» Игорь Ромашов, генеральный директор ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» Виталий Савельев.

В ходе второй сессии «Транспортный комплекс в зеркале потребностей российской экономики» были обсуждены следующие вопросы: какой транспорт нужен экономике будущего, каковы экономические механизмы стимулирования транспортного развития, влияние экономических показателей на будущее транспорта? В дискуссии принял участие Игорь Левитин. Также своими мнениями поделились старший вице–президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус, заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов и другие.

Завершились мероприятия праздничным концертом для тружеников и ветеранов отрасли.