РУТ (МИИТ)
07.07.2009 00:00 

Строгость знаниям не помеха


Возле здания Кировского железнодорожного техникума могучим железным символом стоит колёсная пара. Местные хулиганы когда-то пытались укатить её в металлолом, да не смогли. Так и стоит незыблемо. Молодая студентка аккуратно протирает новую табличку «Кировский филиал Московского государственного университета путей сообщения». Протирает, гордо задрав курносый нос. Да и как не гордиться, если техникум с этого года уже не техникум, а самый настоящий филиал университета! На днях он начал приём документов от абитуриентов – первый в своей истории набор на «высшее образование».

– Мы немножко боялись, что выпускники школ к нам не пойдут, – говорит руководитель филиала Людмила Михайловна Скопина. – Ведь в городе университетов, академий и филиалов довольно много. Академия управления, финансово-экономический институт, институт иностранных языков, сельскохозяйственная академия. Институтов всё больше, а абитуриентов всё меньше. Потому что сейчас поступают ребята 1991–1992 годов рождения. А на эти годы как раз пришёлся пик падения рождаемости.

Только зря Людмила Михайловна боялась. Интерес к филиалу МГУПСа есть, и немаленький. Во-первых, срабатывает психологический момент – наибольшей популярностью пользуются именно новые учебные заведения. А во-вторых, молодёжь начинает понимать, что самые стабильные предприятия даже сегодня, в период кризиса, на железной дороге.

Правда, бывший техникум ещё не стал полноценным филиалом вуза. Надо получить лицензию, а на неё очередь. Так что полноценным высшим учебным заведением он станет только в феврале следующего года. А до этого его студентам занятия придётся посещать в Нижнем Новгороде, за пятьсот километров от Кирова. Но, видимо, абитуриентов дальняя дорога не пугает, и в приёмной комиссии очередь на подачу заявлений.

Между тем сейчас в бывшем техникуме пора защиты дипломов. Поэтому аудитории забиты выпускниками, которые дописывали и дочерчивали на больших листах ватмана свои дипломные работы. До первых защит осталось два дня. Ещё два дня, или целых два дня – это уж кто как готовился.

Преподаватели тоже здесь. И сразу не поймёшь, кто больше переживает: они или их дипломники. Вот один из педагогов, мужчина с военной выправкой и со значками почётного железнодорожника и почётного работника Горьковской дороги, что-то строго выговаривает своему подопечному, солнечно-рыжему парню.

– Работа на железной дороге как военная служба. А потому халатности не терпит. Вот здесь, в разделе обеспечения безопасности движения поездов, у тебя не хватает схем по ограждению путей для производства ремонтных работ. В разделе по охране труда нет средств защиты.

– Про средства защиты я как-то не подумал, – дипломник почесал затылок.

– Не подумал! Значит, электриков на пути отправляешь, а о средствах защиты не подумал. Ну да ладно, не переживай! Сейчас доработаем твой диплом. Пятёрку не получишь, но четвёрку – точно. Кстати, в прошлый раз я велел тебе изобразить схему расшифровки по показаниям вагона-путеизмерителя. Сделал схему?

Роман Ермолин покраснел в цвет собственных волос. Он снова пришёл без схемы.

– Советую тебе, а всё бесполезно! Расшифровки нет, средств защиты – тоже нет.

– Нигде не мог расшифровку найти! – пытается оправдаться студент.

– Так надо было мне позвонить! Взять её можно из инструкции по расшифровке лент путеизмерительных вагонов, а также из инструкции по текущему содержанию пути. СП 774. Записал?

Мужчину с воинской выправкой зовут Иван Иванович Стёксов. Только никакой он не военный, и даже не бывший, а опытнейший железнодорожник-путеец.

– Студенты его боятся! Уважают, конечно, но больше побаиваются, – уверяла меня Людмила Михайловна, когда мы вышли из аудитории. – А я считаю, преподаватель должен быть жёстким. Мы же железнодорожников воспитываем, разгильдяям на дороге не место! Жаль, у нас только Стёксов такой строгий. Потому что он – железнодорожник, всю жизнь путейцем работал. А остальные преподаватели на дороге никогда не работали.

Трудовой стаж у Иван Ивановича аж с 1965 года. Когда он, ещё учащимся ФЗУ, попал на Ковровскую дистанцию монтёром пути на практику. На вторую практику приехал уже мастером. А после окончания училища распределили его на Кировское отделение, в Ярскую дистанцию пути. Именно здесь и началась его головокружительная карьера: в 24 года он был уже заместителем начальника дистанции.

– Здорово, да? С должности дорожного мастера – и сразу в замы! – вспоминает Иван Иванович. – А всё потому что околоток у меня был самый отстающий, а я его вывел в передовые.

– Это как же удалось?

– Метод у меня всегда был один – дисциплина! Ни одного нарушения не пропускал – сразу наказывал!

– Представляю, как вас не любили, – предположила я.

– Не то слово. Ненавидели вначале! А потом смекнули: балльность стала улучшаться, премии выросли. С каждой премией ненависть на убыль шла. А потом и полюбили даже.

За сорок с лишним лет успел Стёксов и начальником отдела пути в отделении дороги поработать, и начальником отдела мобилизационных перевозок. А потом пришёл на Кировскую дистанцию, балльность которой в тот момент стала резко ухудшаться.

– Попросили принять отстающую дистанцию. Я с радостью согласился, – вспоминает Стёксов.

И снова начал с дисциплины. А через два года перевели строгого начальника в ревизоры по безопасности движения.

– Если, например, по дефектам или по другой причине надо было закрывать движение, я был непреклонен. Хотя старшие мастера умоляли не закрывать. Ну и, конечно, опять меня поначалу терпеть не могли. А потом случилось странное: мастера отстающих дистанций сами стали просить меня, чтобы я к ним приехал. Приеду, выявлю кучу нарушений, ограничу скорость или вовсе движение закрою, и тут же этой дистанции выделяют деньги на ремонт пути. Поезда-то пропускать надо!

Руководитель техникума Людмила Михайловна заполучила Стёксова в педагоги прошлой осенью. Затащила просто чудом.

– Пришла как-то в пенсионный отдел и встретила там Ивана Ивановича. Он как раз пенсию оформлял. Какая пенсия! Схватила за руку и привела сюда преподавать дефектоскопию, а также механизацию путевых и строительных работ, – улыбается Людмила Михайловна.

– Чем же он так для техникума ценен?

– Практикой. Раньше нас ругали, что мы далеки были от практики. А Стёксов помог нам к ней приблизиться. Я ему сперва парочку дипломников определила: все-таки преподаватель он новый, пусть попробует. А ребята такие дипломы под его руководством сделали – пальчики оближешь! Практические, настоящие!

По словам Людмилы Михайловны, таких преподавателей, как Стёксов, её техникум ещё не видел. Потому и держится за него. Хотя Ивану Ивановичу то и дело поступают новые предложения по работе. Недавно, например, предложили контролировать работу подрядной организации по строительству и удлинению путей.

– Вначале я даже сомневался, правильно ли поступил, что согласился на предложение Людмилы Михайловны? – рассуждает Стёксов. – Но раз уж обещал… Да и устал на руководящей работе. Заработал не только награды, но и микроинсульт. На мой взгляд, работа начальника дистанции пути – самая сложная на дороге. Ревизором – легче. А уж преподавателем и подавно.

В тот день Иван Иванович ещё и зачёты принимал. Сдавать их явились несколько девушек. Две потом уходили в слезах. Да и сам Иван Иванович выглядел после зачётов расстроенным чрезвычайно.

– Вы думаете, педагогу приятно ставить «незачёт»? Я ведь за них, как за собственных детей, волнуюсь.

И неожиданно рассказал мне, что на самом-то деле человек он мягкий и каждую свою строгость сильно переживает. Но не может по-другому – за сорок с лишним лет работы на дороге привык к железной дисциплине. И к учащимся относится не как к студентам, а как к работникам дистанции пути. Где одна ошибка может стоить кому-то жизни.

– Только я их всё равно люблю! – признался заслуженный путеец. – С одной стороны, молодёжь, конечно, сегодня ленивая. Чтобы я в своё время в ФЗУ опоздал – такого быть не могло! Сегодня могут вовсе не прийти! А с другой стороны, нынешние студенты умнее. Интеллект у них намного выше. Мы же из деревни были, а у них компьютеры сплошные. Потому и специалисты из современной молодёжи получаются лучше, чем были мы. Это я вам точно говорю.