РУТ (МИИТ)
24.06.2009 00:00 

Экономика труда


Через два месяца в Московском государственном университете путей сообщения первый набор студентов начнёт осваивать основы организации труда и управления персоналом.

– Николай Михайлович, чем вызвана необходимость открытия новой кафедры?

– Начало работы кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» в нашем университете соответствует потребностям современного бизнеса и отвечает целям корпоративного управления ОАО «РЖД». Ведь основой решения многих стратегических и оперативных задач служат гармонично выстроенные трудовые отношения между компетентными, мотивированными и достойно оплачиваемыми работниками.

В нашем вузе в прежние годы было организовано обучение студентов в рамках специальности «Экономика транспорта» с более глубоким изучением вопросов научной организации труда. Но, к сожалению, отраслевые вузы никогда не готовили кадры по этой специальности. Хотя она есть в действующем перечне федеральных специальностей, утверждённых Минобрнауки. А такие специалисты нужны.

В современной экономике важнейшим критерием успешности любой компании являются человеческий капитал и высокие результаты труда. Любые инновации должны начинаться с человека, с формирования конструктивных трудовых отношений, с мотивации людей на достижение целей.

Эти сложные вопросы гораздо успешнее решают работники, имеющие специальные знания. Именно их и будут получать будущие выпускники кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами». Её открытие позволит комплексно заниматься вопросами подготовки специалистов, повышения квалификации работников ОАО «РЖД», проводить актуальные научные исследования в сфере экономики труда и управления человеческими ресурсами.

– Какие дисциплины будут изучать студенты?

– Прежде всего программа обучения включает цикл специальных дисциплин. Среди них – экономика и рынок труда, статистика труда, социология труда, оплата персонала и доходы работников, мотивация рабочей деятельности, организация и нормирование труда, управление персоналом, психология управления, аудит и контроль персонала, экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений и др.

Кроме того, студенты нашей кафедры будут изучать общие для экономического образования дисциплины: микро- и макроэкономика, менеджмент, маркетинг, экономика фирмы, финансы и кредит, экономико-математические методы и т.д.

Экономика труда и управление человеческими ресурсами находятся на стыке очень многих направлений работы компании. Поэтому изучать эту область знаний весьма трудно, но в то же время очень интересно.

Одна из важнейших проблем – повышение конкурентоспособности компании на рынке труда. Чтобы в ней разобраться, будущим специалистам важно освоить технологию управления персоналом, его трудовым поведением и вознаграждением. Также надо разбираться в финансовой деятельности в части доходов работников, освоить бюджетирование затрат на оплату труда и развитие персонала, знать технологию производства, формы взаимодействия людей и техники. Они обязаны изучить важнейшие факторы производительности труда, методы охраны труда и социальной защиты работников. Наконец, им предстоит научиться проводить мониторинг социально-психологического климата в трудовых коллективах.

– Сколько студентов приступят к занятиям в сентябре?

– Набор мы начинаем уже в текущем учебном году. МГУПС стал первым из отраслевых вузов, начинающим подготовку специалистов в этой области. Пока мы объявили о наборе 25 человек. Высшая школа страны в соответствии с болонскими положениями в перспективе переходит к более широкой двухступенчатой системе подготовки специалистов.

В соответствии с ней мы будем готовить бакалавров и магистров экономики. Но внутри бакалавриата мы сохраним профиль специальности. Таким образом, наши выпускники будут наиболее подготовленными специалистами в области экономики труда и управления человеческими ресурсами на железнодорожном транспорте.

– Где в первую очередь будут востребованы выпускники вашей кафедры?

– Они будут подготовлены к профессиональной работе в службах организации, оплаты и мотивации труда, а также управления персоналом, в экономических службах, статистики и анализа, социальной сферы ОАО «РЖД», его филиалах и структурных подразделениях, дочерних и зависимых обществах.

Сегодня специалисты по организации, нормированию и оплате труда есть во всех предприятиях железнодорожного транспорта. Это одна из самых массовых должностных категорий. В этой сфере вполне смогут работать выпускники нашей кафедры.

В перспективе мы ставим перед собой более широкие задачи. Помимо подготовки специалистов с первым высшим образованием, планируем предоставить возможность получения второго высшего образования, а также повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме того, сотрудники кафедры будут проводить научно-исследовательскую работу в области создания методик и моделирования компетенции персонала, занимающегося организацией и оплатой труда. Ведь для каждого сотрудника можно создать индивидуальную программу повышения квалификации, которая бы восполняла именно те знания, которых ему не хватает.

Ведь прибыль приносит только живой труд и участие в нём человека. Если в отрасли будет достаточно специалистов, способных эффективно организовать труд и управлять человеческими ресурсами, то компания ОАО «РЖД» гораздо эффективнее и быстрее реализует стоящие перед ней научно-технические и инновационные задачи.

Справка «Гудка»

Ещё в начале прошлого века выдающийся вклад в становление и развитие организации труда и производства на основе конвейерных линий в автомобильной и тракторостроительной промышленности внёс американец Генри Форд-старший. Его соотечественник Гаррингтон Эмерсон, автор «двенадцати принципов производительности», создал теорию организационной системы, которая охватывала труд работников не только отдельного предприятия, но и целых трестов, концернов и синдикатов.

Пионером в области отечественной научной организации труда и производства, автором свыше 200 научных работ на эту тему был Алексей Капитонович Гастев (1882 – 1938). Его основные научные труды: «Как надо работать», «Трудовые установки», «Нормирование и организация труда», «Научная организация труда».

Гастев был также известным писателем. Но главным его детищем стал созданный им в 1920 году Институт труда при ВЦСПС, преобразованный позже в Центральный институт труда (ЦИТ), бессменным руководителем которого он был вплоть до своего ареста и трагической гибели в результате политических репрессий.