РУТ (МИИТ)
21.07.2009 00:00 

Земляк земляка до сессии доведёт


Некоторые предметы без помощи однокашников не даются

Вузы вот-вот определят своих новых «рекрутов»: 27 июля на сайтах учебных заведений появятся первые списки прошедших конкурсный отбор. С началом учебного года бывшие школьники начнут осваивать не только азы будущей профессии, но и правила и традиции внутренней жизни вуза. В Московском госуниверситете путей сообщения адаптации первокурсников помогают землячества.

Бывает, что в новом городе человек – особенно если он перебрался из размеренной глубинки в сумасшедшую столицу – «ломается», не привыкнув к новым условиям, не создав новый круг общения. В столичных учебных заведениях такое наблюдается сплошь и рядом. Или, скажем, послали в МГУПС на целевое обучение парня и надеются получить отличного специалиста: тот на местном предприятии был и умницей, и душой коллектива, а в вузе потерялся.

Чтобы такого не случалось, чтобы любой студент быстро обрастал друзьями и старшими товарищами, в университете сформировалась система землячеств, только не по национальному или религиозному признакам, а как привычнее в отрасли – по принципу дорожному. Ведь в МГУПСе до 50% студентов – это целевики с разных дорог.

Абитуриенты, став студентами, само собой, тянутся к старшекурсникам сначала за советом, а потом и за помощью. Но кто ближе по духу? Земляки. Те, кого раньше отправила кадровая служба дороги учиться. Гораздо легче найти поддержку у человека, когда он с полуслова понимает, о чём речь, слыша названия станций, фамилии руководителей дороги и т.д.

Руководство университета тенденцию уловило и поддержало инициативу целевиков, придав неформальным отношениям официальный статус. В прошлом году ректор МГУПСа Борис Лёвин своим распоряжением утвердил уставы землячеств пяти дорог: Приволжской, Горьковской, Московской, Северной и Юго-Восточной.

– Университетские землячества объединяют более 3 тыс. студентов, – говорит председатель совета землячеств (он же возглавляет общину ГЖД) Дмитрий Грачёв. – Из них около 700 – это люди с выраженной активной жизненной позицией. В будущем из них вырастут отличные руководители.

Землячества всё больше превращаются в многоплановые общественные организации. В первую очередь здесь оказывают поддержку в учёбе: старшие товарищи всегда придут на помощь, помогут разобраться в сложностях учебного материала, морально поддержат в период сессии, а в случае получения «неуда» коллективно походатайствуют о льготных сроках пересдачи экзамена. Таких примеров накопилось уже много.

Кадровые аппараты дорог с удовольствием сотрудничают с землячествами, чтобы не упустить потенциальных специалистов. «Не секрет, что 5% целевиков «теряются», то есть не возвращаются после окончания университета на предприятия, которые их отправили за знаниями, – рассказывает председатель землячества Приволжской дороги Вадим Угольников. – Мы считаем, что это нечестно с их стороны. Поэтому проводим среди ребят разъяснительную работу, устраиваем встречи с представителями руководства дорог, организуем практику. И наши студенты уже с первого курса могут реально представить свою производственную востребованность».

Активная культурная и спортивная жизнь тоже укрепляет железнодорожное братство. Чего только стоит турнир по мини-футболу между землячествами!

По словам лидера студентов Северной дороги Татьяны Щедриной, общение в рамках землячества помогает развивать творческие способности, организаторские и лидерские навыки: «Мы даже проводим тренинги по вопросам менеджмента и управления».

Председатели землячеств (ещё не названы Константин Павлов с ЮВЖД и Андрей Копиков с МЖД) развернули столь активную деятельность, что руководство университета уверено: через несколько лет с ними будут связаны значимые события и в центральном аппарате РЖД, и на самих дорогах.