РУТ (МИИТ)
17.04.2019 11:00 

Кадровая революция


Развитие инновационных технологий оказывает влияние не только на производство, но и на рынок труда: процесс повсеместной цифровизации и автоматизации требует от работников (как руководителей, так и персонала) качественно новых знаний и компетенций. Грядущие изменения в отраслевой HR-сфере обсудили участники круглого стола «Развитие кадрового потенциала железнодорожной отрасли: новые компетенции и повышение престижа рабочих профессий».

Профессии будущего

Сегодня рынок труда активно меняется в соответствии с требованием времени: одни профессии устаревают и исчезают, другие – появляются, третьи – трансформируются. Кадровая структура ОАО «РЖД» не исключение. Так, с 2016 по 2019 год в компании разработано семь профстандартов новых профессий: электромеханик железнодорожной инфраструктуры, мастер участка железнодорожной инфраструктуры, машинист-оператор, бригадир участка железнодорожной инфраструктуры, монтёр участка железнодорожной инфраструктуры, начальник участка железнодорожной инфраструктуры, контролёр состояния железнодорожной инфраструктуры.

До 2022 года появится ещё девять профстандартов: оператор беспилотного локомотива, водитель спецтехники на комбинированном ходу, оператор «умного» склада, технолог-моделировщик производственных процессов, оператор удалённого управления вокзалом, аналитик с функциями принятия решений, оператор цифровой контактной сети, оператор цифровой диагностики теплоснабжения, оператор дрона.«Ещё совсем недавно мы и представить себе не могли, что у нас появится, например, беспилотный локомотив, а сегодня это уже данность: с 2018 года машинисты-операторы работают на станции Лужская Октябрьской дороги, управляя локомотивом дистанционно», – рассказал первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров.

В рамках Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года в компании реализуется проект «Цифровая железная дорога», который, помимо прочего, требует развития цифровых навыков работников. «В этом году мы актуализируем профстандарт «Работник по контролю за состоянием железнодорожного пути». Если раньше такой работник ходил вдоль пути и искал неисправности рельсов, шпал, стрелок, то сегодня применяется технология видеосъёмки, при которой неисправности фиксируются с помощью видеокамеры, а контролёр расшифровывает запись», – пояснил Андрей Тихомиров.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусматривает повышение конкурентоспособности компании на международных рынках транспортных услуг и строительства, в связи с чем появилась потребность в руководителях международных программ.

Также в компании растёт спрос на специалистов в сферах IT (VR-технологий, Big Data), предиктивной аналитики. «Это относительно новые сферы, поэтому грамотных, опытных специалистов в них на рынке труда крайне мало», – рассказал начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.

Кроме того, в ОАО «РЖД» создаётся инжиниринговый центр по разработке новых видов подвижного состава, в частности для ВСМ. Следовательно, будут востребованы инженеры-конструкторы.

Специалистов будущего предстоит готовить совместными усилиями отраслевых университетов и компании. Так, за подготовку рабочих кадров отвечают учебные центры профессиональных квалификаций, за обучение специалистов – транспортные колледжи, техникумы и вузы.

«Учебные заведения стараются оперативно реагировать на кадровую потребность компании. Так, в 2019/20 учебном году студенты Российского университета транспорта (МИИТ) будут учиться по новым образовательным стандартам, разработанным университетом на основании профстандартов железнодорожного транспорта», – отметила директор Центра по связям с производством, целевого и платного обучения РУТ (МИИТ) Любовь Васина.

Искусство управлять

Успех и развитие компании во многом зависят от грамотной работы менеджмента. Именно поэтому поиск, привлечение и удержание талантливых руководителей являются первоочередными задачами для большинства организаций.

«Нам необходимы руководители новой формации, гибкие, стремящиеся учиться, умеющие работать в команде, способные оперативно реагировать на изменение внешней среды и быстро принимать решения», – пояснил Сергей Саратов.

По его словам, получить талантливых управленцев возможно двумя путями: найти их на рынке труда или вырастить внутри компании. ОАО «РЖД» выбирает второй вариант. Так, обучением руководителей отрасли занимается Корпоративный университет РЖД. В год туда приходят порядка 10 тыс. слушателей. Образовательная линейка включает четыре основные программы и ряд дополнительных. «Мир настолько быстро меняется, что нельзя обучаться исключительно по программам, разработанным несколько лет назад. Каждый год привносит в управленческую науку что-то новое. Корпоративный университет РЖД постоянно актуализирует свой «образовательный портфель», учитывая современные требования и тренды. В наших программах мы развиваем цифровые компетенции, обучаем управлению инвестициями, проектному и процессному подходам, работе со стартапами, в некоторые программы включены модули по прикладной математике, используемой в вопросах стратегического прогнозирования. Всё это в связке с классическими управленческими знаниями позволяет развивать необходимые для современного руководителя навыки и создавать эффективную управленческую команду», – рассказал директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин.

Рабочие – в фокусе внимания

Как рассказал Сергей Саратов, кадровая текучесть в компании совсем небольшая – 6–7%. Дефицит рабочих кадров наблюдается в отдалённых регионах – на ЗабЖД и ДВЖД. «В этих районах сложная демографическая ситуация, постоянный отток населения. В компании утверждён План по привлечению и закреплению персонала в регионе БАМа до 2025 года. Он предусматривает создание комфортных условий труда и развитие социальной инфраструктуры», – рассказал глава департамента.

Дефицит кадров связан и с тем, что поколение Z (рождённые в 2000-х годах) не хочет быть простыми служащими и тем более работать руками. «Чтобы сделать массовые профессии более привлекательными для потенциальных работников, стоит задача их полного апгрейда: от автоматизации рабочих мест до смены наименований. Вряд ли молодых людей заинтересует профессия, которая называется, например, «сливальщик», – отметил Сергей Саратов.

Юлия Антич