РУТ (МИИТ)
21.03.2019 11:00 

Точка зрения


Олег Ларин, профессор Российского университета транспорта (МИИТ)

Любая транспортировка – это услуга, которая ориентируется прежде всего на клиента, на его потребности, на спрос, на рынок и макроэкономические тенденции. На примере сотрудничества нашего института с одним из терминалов Азово-Черноморского бассейна, который обслуживает поставки российских углеводородных газов на европейские рынки и в Северную Африку, я опишу ситуацию на рынке нефтегазовой продукции. Любой завод заинтересован в надёжной отгрузке своей продукции, при этом рынок очень динамичный и подвижный: сегодня клиенту нужна одна газовая смесь, в другое время – иные пропорции, завод не готов по своим технологическим особенностям так работать. Появляются посредники, которые закупают сырьё, хранят на своих терминалах, а потом приходит танкер и забирает нужные пропорции сырья. Но случается такое, что терминал заполняется. Центральная дирекция управления движением ОАО «РЖД» выполняет колоссальную работу по оптимизации цепочек поставки. Процент маршрутизации цистерн, который составляет 44%, связан скорее с рыночной ситуацией. «Российские железные дороги» способны повысить этот процент значительно, но везде есть особенности спроса и предложения и не всегда получается наладить прямые поставки. Как поставки в цистернах, так и поставки в танк-контейнерах неравномерны по направлениям и по сезону, поэтому перевозчику приходится сложно. Конечно, тарифные скидки способны привлечь какой-то грузопоток, но они не в состоянии повлиять на рынок в целом.