РУТ (МИИТ)
16.01.2019 12:00 

Выпускники мирового стандарта


Российские колледжи и техникумы переходят на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основные образовательные программы СПО должны быть обновлены с учётом профессиональных и мировых стандартов. Выпускники колледжей и техникумов теперь должны будут проходить итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс. В том, насколько отраслевые учебные заведения готовы к переменам, разбирался «Гудок».

Федеральные государственные образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации основных программ среднего профессионального и высшего образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В этом году колледжи и техникумы транспорта перейдут на стандарты следующего поколения, так называемые ФГОС 3++, актуализированные уже во второй раз.

В соответствии с принципиально новыми ФГОС СПО учебные заведения должны формировать образовательные программы на основе конкретных профессиональных стандартов. Изменится и формат государственной итоговой аттестации выпускников: наряду с привычной защитой дипломной работы (проекта) или вместо неё предстоит сдавать демонстрационный экзамен, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. При проведении демонстрационного экзамена в состав госкомиссии войдут эксперты Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия, прежнее название – Worldskills)). При этом задания экзамена разрабатываются на основе профстандартов и с учётом оценочных материалов, разработанных cоюзом. Оценку компетенций выпускников проводят независимые эксперты и представители работодателя.

«Мы меняем сложившуюся практику, когда по итогам обучения просто пишется дипломная работа или сдаётся теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна, но студент обязательно должен продемонстрировать, что он умеет и как он вписывается в те нормативы, которые говорят о том, что он специалист международного уровня. Сам демонстрационный экзамен даёт возможность показать освоение программ в условиях, которые могут моделировать реальную производственную ситуацию», – сообщила ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева.

В обязательном порядке итоговую аттестацию в новом формате предстоит пройти выпускникам 2023 года, то есть тем, кто поступит в колледжи и техникумы в 2019 году.

Пилотные проекты по проведению демонстрационного экзамена стартовали ещё два года назад. В экспериментальном режиме его проводили те учебные заведения, которые обучают по 50 наиболее востребованным на рынке труда, а также новым и перспективным профессиям и специальностям, по которым первые ФГОС СПО утверждены в конце 2016 года. В основном этот перечень, топ-50, содержит рабочие профессии, такие как автомеханик, сантехник, сварщик, электромонтажник.

Выпускники отраслевых колледжей и техникумов – это специалисты среднего звена, прошедшие обучение по специальностям, как, например, «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Тем не менее транспортное СПО подключилось к пилотному проекту. Так, в 2017 году студенты Московского колледжа железнодорожного транспорта (МКЖТ) РУТ (МИИТ) впервые прошли демонстрационный экзамен в столичных колледжах по компетенциям «Сетевое и системное администрирование» и «Ремонт и обслуживание автомобилей». В 2019 году запланировано проведение демонстрационного экзамена по трём компетенциям Ворлдскиллс Россия.

Всего же в этом году по всей стране независимую оценку уровня подготовки кадров по стандартам Ворлдскиллс Россия планируют пройти 44 036 студентов и выпускников колледжей и техникумов: заявки уже поступили почти от 1,1 тыс. образовательных организаций из 68 регионов России.

В том, что Ворлдскиллс рано или поздно «захватит» учебный процесс, не было сомнений, пояснил «Гудку» президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта, директор Института прикладных технологий Российского университета транспорта (МИИТ) Николай Разинкин. «Изначально движение Ворлдскиллс рассматривалось исключительно как чемпионатное. Сейчас же его идеология активно внедряется в образовательный процесс, поскольку на сегодняшний день объективную оценку уровня подготовки специалистов со средним профессиональным образованием необходимо проводить в соответствии с международными стандартами, в том числе по методике стандартов Ворлдскиллс», – пояснил он.

Отраслевые образовательные организации активно проявляют себя в чемпионатном движении Ворлдскиллс. В разное время студенты – будущие железнодорожники побеждали и занимали призовые места в национальных и межвузовских чемпионатах, а в этом году лучший студент МКЖТ отправится на мировой чемпионат в Казань, правда, пока в дублирующем составе.

К слову, чемпионатные компетенции Ворлдскиллс не имеют отношения к транспорту, поэтому студенты отраслевых колледжей и техникумов соревнуются по таким направлениям, как «Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Информационные кабельные сети», «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Сетевое и системное администрирование», «3D-моделирование компьютерных игр».

«Нужно быть реалистами и понимать, что обойти в чемпионатах такие сильные вузы, как, например, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, очень сложно, ведь представленные компетенции являются для них профильными, – отметил Николай Разинкин. – Наша задача – добиться, чтобы в конкурсный лист были включены транспортные компетенции. Мы активно сотрудничаем с Союзом «Молодые профессионалы», направляем туда наших преподавателей для обучения экспертной работе. У нас в разработке четыре отраслевые компетенции. Надеемся, что в этом году удастся продвинуть две-три из них до уровня демонстрационных».

Сейчас перед отраслевыми колледжами и техникумами стоит задача подготовки специализированных центров компетенций, на базе которых будет проходить подготовка конкурсантов к чемпионатам Ворлдскиллс. Первый такой центр может появиться уже в этом году на базе МКЖТ. Планируется, что при поддержке логистической компании DHL этот центр станет тренировочной базой для отработки навыков студентов в компетенции «Экспедирование грузов».

По словам Николая Разинкина, отраслевые колледжи и техникумы готовы участвовать во всех мероприятиях, проводимых под эгидой Ворлдскиллс.

Однако далеко не всё зависит от желания образовательных организаций. «Движение Ворлдскиллс – это дорогое удовольствие. Например, демонстрационный экзамен жёстко регламентирован во всех отношениях: от чётко прописанных заданий до требований к материально-техническому оснащению для их прохождения. Но для железнодорожных специальностей необходимо фондоёмкое оборудование, а поскольку железнодорожная техника постоянно модернизируется, то и нашу тренажёрную базу важно регулярно обновлять. Без помощи работодателя здесь нам не обойтись», – рассказал Николай Разинкин.

К слову, в ОАО «РЖД» «Гудку» пояснили, что компания уже занимается разработкой механизмов оказания помощи университетским комплексам железнодорожного транспорта по модернизации учебно-лабораторной базы, которые будут учитывать возможность появления новых профессий.

Юлия Соловьёва