РУТ (МИИТ)
11.07.2018 14:00 

Связанные одной сетью


В России должна быть создана единая система управления содержанием университетских онлайн-курсов. О необходимости общей вузовской платформы говорили ректоры ведущих вузов страны на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, состоявшейся 4 июля.

По словам премьера, сегодня стоит задача создания качественного образовательного онлайн-контента. «Очевидно, что подобного рода курсы в любом университетском сообществе изначально принимаются в штыки. Большинство преподавателей, даже с мировым именем, уверены, что это халтура, и не воспринимают их. Но плыть против течения неверно. Задача образовательного сообщества и государства – сделать качественные онлайн-курсы», – заявил Дмитрий Медведев.

Он отметил, что сегодня в Рунете существуют десятки образовательных ресурсов, однако для реально качественного онлайн-образования необходимо создать единую виртуальную платформу. «Национальная платформа должна быть одна, чтобы пользователи могли ей доверять. Если мы хотим, чтобы онлайн-образование развивалось в том числе как общественно-государственный проект, такая платформа должна быть большой и включающей в себя ведущие университеты. Тогда к ней будет доверие», – уверен премьер-министр.

К слову, в России уже есть крупный образовательный онлайн-ресурс – Национальная платформа открытого образования. Она создана в 2015 году восемью ведущими вузами страны: МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО. Объединившись в ассоциацию, эти университеты наполняют единый портал унифицированной информацией различной тематики.

На данный момент ресурс бесплатный, доступен он пока только студентам российских вузов, которые могут пройти тот или иной онлайн-курс и перезачесть его результаты при реализации основной образовательной программы.

Сейчас эту образовательную платформу поддерживают уже 13 вузов, в том числе МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СамГУ, ТГУ, ТюмГУ. В арсенале ресурса 276 электронных курсов различной тематики: экономика, искусство, транспорт, юриспруденция и другие.

По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, именно Национальная платформа открытого образования должна стать главным образовательным онлайн-ресурсом страны. При этом к её наполнению должны быть привлечены ведущие университеты, обладающие высоким научным потенциалом. Мотивировать авторов на разработку курсов он предлагает с помощью вознаграждения, размер которого будет определяться в зависимости от количества студентов, прошедших курс.

Как рассказали «Гудку» в Российском университете транспорта (МИИТ), вуз намерен войти в число участников Национальной платформы открытого образования и представить там курсы инженерной направленности. Предполагается, что к этой работе будут подключены и университеты путей сообщения. Сертификаты о прохождении онлайн-обучения могут быть зачтены студентам отраслевых вузов в качестве бонуса, например, для поступления в магистратуру. Кроме того, благодаря единому транспортному образовательному пространству будет решена проблема расхождения в учебных планах ГУПСов. В результате студенту, переводящемуся из одного отраслевого вуза в другой, не придётся досдавать дисциплины.

По мнению участников встречи в правительстве, цифровизация образовательного процесса не должна ограничиваться внедрением дистанционных курсов. Так, ректоры предложили включить в национальный проект закупку государством доступа всех российских вузов к основным мировым базам электронных библиотек. А в качестве нового дополнительного критерия оценки эффективности деятельности вуза использовать уровень доступности студентов к глобальным электронным библиотекам, Нацплатформе открытых курсов и мировой образовательной платформе МООК (Массовый открытый онлайн-курс).

К слову, российские вузы активно осваивают мировые образовательные онлайн-платформы. Так, с 2016 года в открытом доступе на платформе Coursera, аудитория которой насчитывает 30 млн человек по всему миру, можно бесплатно пройти курсы лучших преподавателей Высшей школы экономики. Всего ВШЭ разместила 85 курсов, среди которых, в частности, «Финансовые рынки и институты», «Основы корпоративных финансов», «История экономической мысли», «Основы микроэкономики», «Макроэкономика» и др. В общей сложности на них записались более 510 тыс. человек из 195 стран.