РУТ (МИИТ)
12.07.2018 13:40 

Летняя практика


Юрий Завалихин, начальник штаба молодёжных студенческих отрядов Российского университета транспорта



Формирование студенческих отрядов для работы на предприятиях транспортной отрасли – традиция, которая в стране появилась с лёгкой руки миитовцев, а возродилась благодаря «Вере». Первый, официально организованный отряд, отправился поднимать целину в 1956 году. В лихие 90-е трудовой пыл студентов поутих, но ненадолго. Год 1999, когда группа добровольцев отряда «Вера» отправилась на восстановление Иосифо-Волоцкого монастыря, считается годом возрождения традиции по проведению летних трудовых семестров в железнодорожном вузе. С тех пор эта деятельность только набирает обороты.

Студенты РУТ уже приступили к работе. Ранее вы сообщали «Московскому железнодорожнику», что почти 2000 учащихся вуза этим летом будут работать на предприятиях транспорта и в других сферах. В общей сложности сформировано 25 отрядов, из которых самый многочисленный – отряд проводников пассажирских вагонов АО «ФПК».

– Сразу вас дополню. В этом году по численности он конкурирует с отрядами, сформированными в рамках сотрудничества с Транспортной Дирекцией для работы на чемпионате мира по футболу. Я имею в виду отряд «Спартак», который трудится на одноимённом стадионе, а также отряд координаторов. Этих ребят можно встретить на вокзалах, в аэропортах и метро. Они оказывают консультативную помощь болельщикам, в случае необходимости сопровождают гостей мундиаля, помогают решить вопросы, связанные с оформлением паспорта болельщика, приобретением билетов на поезд и т. д. В общей сложности к работе в рамках ЧМ по футболу привлечено 300 наших студентов.

И это не волонтёрская деятельность.

– Совершенно верно. За свою работу они получают заработную плату. Впрочем, как и многие студенты, трудящиеся в других отрядах. Скажу больше, например, отряд проводников, помимо зарплаты от работодателя, получит ещё солидную прибавку от правительства Москвы.

В этом году РУТ (МИИТ) вошёл в программу материальной поддержки студентов, работающих в свободное от учёбы время, которая предусматривает определённые денежные дотации – 14800 руб. за один отработанный месяц. Таким образом, за время проведения трудового семестра, который длится два месяца, каждый студент может получить к заработной плате надбавку почти в 30 тыс. руб. На мой взгляд, неплохое подспорье для молодого человека.

И серьёзная мотивация вступать в ряды проводников.

– Пока программа распространяется на проводников пассажирских вагонов. А это 225 наших студентов. Но сегодня с центром занятости молодёжи столицы, который в данном случае представляет интересы правительства Москвы, мы ведём переговоры о том, чтобы включить в неё отряд наших бойцов, работающих в Московском метрополитене (примерно 100 человек), а также вожатых, которые временно трудоустроены в Дирекцию социальной сферы МЖД.

А нельзя ли включить в программу все 2000 бойцов?

– Мы бы с удовольствием. Но там ряд жёстких критериев. Один из них: работодатель должен иметь юридический адрес в Москве. Поэтому выездные отряды, например, «Москвич», который участвует в строительстве Крымского моста, этому требованию не отвечают.

В прежние годы РУТ (МИИТ) участвовал в этой программе?

– Участвовал, но в пилотном режиме. Чтобы отработать взаимодействие, мы привлекали к программе небольшие группы студентов из 15 человек. Этот год самый масштабный. Повторюсь, 225 бойцов – проводников пассажирских вагонов – уже точно получат надбавку. По двум другим отрядам, о которых мы говорили, вопрос решается.

Хочу отметить: для того чтобы договор с правительством Москвы по реализации программы был достигнут, со стороны университета была проделана огромная подготовительная работа. Благодарность за поддержку также хочется выразить нашим давним партнёрам: Московской железной дороге, АО «ФПК».

Чтобы работать, скажем, проводником, какие условия должен выполнить студент?

– На базе университета совместно с АО «ФПК» организуется обучение по профессии «проводник пассажирского вагона». Курс длится два месяца, каждый день после основных пар студенты занимаются по два академических часа. Сдав экзамен, учащийся после окончания РУТ (МИИТ) к диплому получает ещё одну освоенную рабочую профессию. Да и в целом опыт работы в студенчестве при дальнейшем трудоустройстве играет немаловажную роль. Такой специалист конкурентноспособен на рынке труда, поскольку понимает, как организованы техпроцессы на предприятиях. Морально он тоже лучше подготовлен ко взрослой жизни. Со своей стороны, мы в течение учебного года стремимся донести эту информацию до наших потенциальных бойцов. Как результат, около 40% ребят, прошедших трудовую практику на пассажирских поездах, поступают потом на предприятия АО «ФПК».

Хочу также подчеркнуть, что трудоустройство студентов на транспортные предприятия – это всегда взаимовыгодный процесс. Работодатель на выходе получает мотививированного и уже адаптированного молодого специалиста. За годы сотрудничества наши партнёры поняли это, поэтому стремятся нарастить объёмы совместной деятельности. Так, в этом году по просьбе Дирекции скоростного сообщения университет сформировал новый отряд проводников для работы на «Ласточках», курсирующих по маршруту Москва – Иваново. И такие примеры есть ещё.

Студенты РУТ (МИИТ) принимают активное участие в волонтёрской деятельности. Напоследок расскажите немного об этом направлении. Тем более, что оно сегодня на слуху.

– У нас есть добровольческий отряд «Вера» по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. Символично, но именно с него в университете началось возрождение всего стройотрядовского движения. Есть отряды, помогающие детским домам: студенты собирают необходимые для социальных учреждений вещи, выезжают на места, делают ремонты. Студенты РУТ также помогают в организации официальных мероприятий, проводящихся на уровне ОАО «РЖД», Министерства транспорта РФ.

Наталья Щевелева

Фото автора