РУТ (МИИТ)
28.02.2018 12:30 

Спрос на бакалавриат


Николай Разинкин, президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта, директор Института прикладных технологий Российского университета транспорта (МИИТ).

Производственные технологии постоянно усложняются. В таких условиях производству необходимы специалисты-практики с высшим образованием. Именно поэтому прикладной бакалавриат имеет самые широкие перспективы востребованности.

Перейдя в 2003 году на Болонскую систему образования, Россия наряду с традиционным уровнем высшего образования (специалитет) стала вводить новые образовательные программы – бакалавриат и магистратуру.

Освоить уровень бакалавра можно за четыре года. После этого студент либо идёт работать, либо продолжает обучение в магистратуре, которое длится ещё два года. Будущий магистр углубляет полученные знания. По окончании магистратуры он может поступить в аспирантуру и заняться полноценной научной деятельностью.

Базой поступления на программы бакалавриата является среднее общее образование, то есть одиннадцать классов школы. Получить квалификацию бакалавра может и выпускник техникума или колледжа, продолжив обучение в вузе. Преимущество этой образовательной траектории в том, что в данном случае можно стать студентом высшей школы, не сдавая Единый госэкзамен. Выпускники средних профессиональных учебных заведений имеют возможность поступить на программы бакалавриата по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом. По окончании они получают дипломы о высшем образовании и степень бакалавра.

С 2010 года в качестве эксперимента в системе отечественного образования стали разделять бакалавриат на прикладной и академический. На сегодня это законодательно не оформлено. А на практике разделение идёт только на уровне содержания образовательных программ.

Российский университет транспорта (МИИТ), как и многие транспортные вузы России – ПГУПС, СГУПС, ОмГУПС и другие, реализует программы как специалитета и магистратуры, так и бакалавриата.

Прикладной бакалавриат является основой практико-ориентированного образования. Сегодня компетенции выпускника вуза должны соответствовать требованиям работодателя, инновационному развитию экономики. В этом смысле программы бакалавриата нацелены не только на практико-ориентированный результат, но и на адаптацию выпускника к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда.

В Институте прикладных технологий РУТ (МИИТ) мы обучаем студентов по двум направлениям прикладного бакалавриата: «Технология транспортных процессов» и «Прикладная информатика».

Программы подготовки по этим направлениям предусматривают объём практической подготовки студента (учебная и производственная практика, практические занятия, лабораторные и курсовые работы и проекты) не менее 50% общего времени, отведённого на обучение, а производственная практика проводится непосредственно у работодателей.

Наши выпускники сразу смогут приступить к служебным обязанностям, так как они уже в процессе обучения ориентированы на их выполнение. Из-за усложнения технологических процессов неизбежно потребуется изменение содержания образования. В связи с этим происходит усиление роли работодателя в учебном процессе. Только социальное партнёрство позволит выбрать правильный вектор развития практико-ориентированного образования.

В этом плане у транспортных вузов хорошие перспективы. Так, Российский университет транспорта как центр транспортных инноваций и науки, а также современных технологий в отрасли будет развивать подготовку практико-ориентированных специалистов, имеющих квалификацию бакалавра. За ними будущее.