РУТ (МИИТ)
14.02.2018 11:00 

Творческий союз


Корпоративные университеты и отраслевые вузы должны стать партнёрами.

Вузы и корпоративные университеты должны не конкурировать, а сотрудничать. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Корпоративные университеты: конкуренты или союзники?», прошедшей на минувшей неделе в рамках форума «Транспортное образование и наука» в Российском университете транспорта (МИИТе).

Корпоративные университеты начали появляться в мире в конце прошлого века. По данным консалтинговых агентств, сейчас их более 4 тыс. Россия активно включилась в этот процесс в «нулевые», и сегодня порядка 30 крупнейших компаний страны имеют свои корпоративные университеты.

При этом отраслевые вузы готовят специалистов для конкретной производственной сферы.

«Если, например, наша авиационная школа приобретёт необходимое оборудование, аэродром и начнёт проводить первоначальную подготовку пилотов, то возникнет конкуренция с авиационными вузами, – отметил директор Авиационной школы «Аэрофлота» Олег Васильев. – То же самое произойдёт, если корпоративный университет начнёт заниматься переподготовкой пилотов – тем, чем занимаемся сегодня мы. В итоге в проигрыше останется работодатель. Каждый должен заниматься своим делом».

Надо сказать, что причиной активного создания корпоративных университетов стало недовольство работодателей недостаточной профессиональной подготовкой выпускников вузов.

Ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало поясняет: «Ребята, приходя в ту или иную компанию даже с красными дипломами вуза, зачастую не готовы к работе, обладая только теоретическими знаниями по профессии. У корпоративных университетов нет задачи составить конкуренцию высшему образованию. Но практика показывает, что заказчик готов вкладывать средства в подготовку сотрудников именно в корпоративных университетах, поскольку вузы медленно переходят на обучение студентов навыкам, которые понадобятся им в работе в современных условиях, – креативности, командной работе, эмоциональному интеллекту. Это ключевые компетенции, которые необходимы современным профессионалам».

Он добавил, что многие вузы ещё не адаптировались к появлению цифровых технологий. «Ни один классический университет не смог предложить нам качественную образовательную программу обучения технологиям блокчейн, Big Data, «Интернет вещей», а также навыкам Soft skills и Hard skills. А ведь за этим будущее», – заявил Валерий Катькало.

Важным преимуществом корпоративных университетов, как считают эксперты, является их приближенность к заказчику, то есть к работодателю обучающихся.

«Мы не готовим специалистов с нуля, – пояснила руководитель Корпоративного университета АК «Волга-Днепр» Галина Исайкина. – К нам приходят уже действующие сотрудники, которые стремятся получить бизнес-образование и те компетенции, которые необходимы для работы в конкретной отрасли. Ведь вчерашние выпускники вузов не знают бизнес-реалий, в которых им предстоит работать».

По словам директора Корпоративного университета РЖД Романа Баскина, основное отличие вузов от корпоративных университетов заключается в гибкости последних: «Мы гибки с точки зрения организационной структуры и реакции на современные тренды. Наша технология обучения нацелена на то, чтобы оценить закончившего вуз человека и понять, чего ему не хватает, а далее вести его по нашим программам развития корпоративного кадрового резерва». Так, в ОАО «РЖД» с 2012 года действует система единых корпоративных требований к персоналу (ЕКТ). Она состоит из четырёх блоков: «корпоративные компетенции», «профессиональные компетенции», «потенциал и мобильность», а также «результативность и опыт». Система ЕКТ позволяет эффективно оценивать компетенции сотрудников компании. Например, метод «ассесмент-центр» предполагает оценку сотрудника в ходе наблюдения за его поведением во время деловых игр, проводимых в Корпоративном университете РЖД и специально созданных на сети дорожных центрах оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики (ДЦОМП). На основе проведённой оценки разрабатываются планы всех видов обучения сотрудников: от бизнес-образования до профессиональной подготовки и повышения квалификации. В 2016 году, к примеру, были актуализированы программы подготовки кадров в отраслевых учебных заведениях. Кроме того, проектная работа осуществляется с обязательным методическим сопровождением со стороны Департамента управления персоналом компании и Корпоративного университета РЖД. При этом нельзя сбрасывать со счетов роль отраслевых вузов. Именно они могут дать корпоративным университетам фундаментальную научную базу для составления образовательных программ и методик. «Академические исследования могут генерировать полезные выводы для корпоративного образования. Например, в железнодорожной отрасли это разработка и анализ стратегий развития транспортной системы», – заметил Роман Баскин.

Основная причина недопонимания между классическими и корпоративными университетами состоит в практически полном отсутствии коммуникации, считает Галина Исайкина: «Для этого нужна площадка, где руководители этих образовательных организаций могли бы обсудить насущные проблемы, найти пути взаимодействия».

«Мы должны дополнять друг друга во благо отрасли. Положительный производственный эффект рождается только в совместном сотрудничестве», – подытожил дискуссию проректор-директор Российской академии путей сообщения РУТ (МИИТ) Леонид Карпов.