РУТ (МИИТ)
09.02.2018 13:00 

Уроки цифровизации


На высокотехнологичной станции Лужская-Сортировочная без подготовки не справиться.

Для подготовки специалистов, способных работать в современном IT-пространстве, отраслевым вузам необходимо самим внедрять новейшие технологии в учебный процесс. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Цифрономика транспорта: вызовы для образования» в рамках форума «Транспортное образование и наука – 2018», открывшегося в среду в Российском университете транспорта (МИИТе).

«Цифровизация транспортных процессов приводит к изменению понимания того, что должен знать и уметь выпускник. Подготовку современных специалистов возможно вести только в тех университетах, которые сами внедряют передовые технологии», – отметил в своём выступлении статс-секретарь – замминистра транспорта Сергей Аристов в ходе панельной дискуссии о цифрономике транспорта.

Термин «цифрономика» получил широкое распространение после Петербургского международного экономического форума, прошедшего в июне прошлого года. Программа развития цифровой экономики в России была принята правительством 6 июля 2017 года. Согласно ей, цифровая экономика – это модель управления хозяйством, построенная с максимальным использованием компьютерных технологий. В рамках предстоящих мероприятий – реконструкция крупных муниципалитетов, в которых будут внедряться цифровые технологии управления энергетическими и водными ресурсами, а также общественным и личным транспортом. Предполагается, что с 2019 года будут запускаться пилотные проекты автоматизированного парковочного пространства – их будет не меньше десяти. А в 2024 году в десяти «умных» городах общественный транспорт станет беспилотным.

В конце прошлого года была одобрена концепция комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». По словам генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, эта концепция должна «помочь объединить усилия по трансформации ОАО «РЖД» с реализацией государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», определить технологические инструменты реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» на период до 2025 года в условиях повсеместного проникновения цифровых технологий».

В ходе панельной дискуссии форума «Транспортное образование и наука – 2018» ректор Ростовского госуниверситета путей сообщения (РГУПСа) Владимир Верескун подчеркнул, что в условиях цифровизации меняется и роль профессиональных кадров в производственном процессе, поскольку её целью является исключение человека из области производства, анализа, прогнозирования и принятия решений. Соответственно, отраслевые вузы должны изменить подход к подготовке студентов и аспирантов.

Между тем материально-техническое оснащение транспортных вузов – дело затратное. Так, только один тренажёр локомотива стоит миллионы рублей, включая расходы на его обслуживание и ремонт. В этой связи пригодится помощь предприятий, которые нуждаются в новых квалифицированных кадрах.

«В качественной подготовке потенциальных сотрудников в первую очередь должны быть заинтересованы именно работодатели – транспортные компании. Вкладывая средства в обучение студентов, они получат хорошие дивиденды – подготовленных, квалифицированных работников», – уверен ректор Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.

От того, насколько тесно взаимодействуют вузы и работодатели, зависит своевременность подготовки кадров. По словам ректора Московского авиационного университета (МАИ) Михаила Погосяна, задача университетов состоит не только в обучении специалистов для отрасли, но и в прогнозировании будущего развития транспортных систем, на основе которого и будет вестись подготовка кадров будущего. «Без коммуникации с предприятиями сделать прогноз невозможно», – пояснил он.

Цифровые технологии распространяются быстро, и университеты должны работать на опережение – готовить специалистов, способных ответить на вызовы времени и, применяя «цифру», делать транспорт более удобным, экономичным и безопасным.

«Работодателю нужен специалист, который уже может работать – без доучивания. Поэтому важно погружать студентов в производственный процесс ещё во время учёбы в вузе, а также насыщать образовательные программы корпоративной спецификой», – уверен ректор Сибирского госуниверситета путей сообщения (СГУПСа) Алексей Манаков.

Между тем в погоне за инновациями не стоит забывать о важности фундаментальной подготовки студентов, отметили участники дискуссии. «Цифровизация основывается прежде всего на математике. Поэтому стоит задуматься о том, как в современных условиях обеспечить качественное математическое образование учащихся», – считает ректор Морского госуниверситета им. адмирала Г.И. Невельского Сергей Огай.

Юлия Соловьёва