РУТ (МИИТ)
20.09.2017 12:00 

Когда сбываются мечты


В эпоху бурного развития скоростного сообщения возрастающие требования к содержанию путевой инфраструктуры выглядят обоснованными и своевременными. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что даже самая прочная сталь в сочетании с передовыми технологиями рельсоукладки не гарантируют безопасности движения.

В основе безопасности, как ни крути, стоит человек. И как тут не вспомнить великий афоризм про то, что кадры решают всё. Молодой, грамотный и ответственный путеец – это залог стабильной работы отрасли в настоящем, её развития в соответствии с запросами времени в будущем.

В вопросе внедрения самых смелых инфраструктурных решений столичной магистрали и сегодня, и спустя годы есть на кого положиться. Контролёр состояния железнодорожного пути Вяземской дистанции пути Максим Дадуев в их числе. Молодой железнодорожник – один из немногих выпускников МИИТа 2015-го года, удостоенных знака «За отличие в учёбе». Награду будущему работнику МЖД лично вручил министр транспорта Максим Соколов.

В демонстрации высокого уровня подготовки вузом кадров для путевого хозяйства отрасли фигура Максима Дадуева является хорошим примером. Теоретическая подготовка позволяет железнодорожнику не только качественно выполнять свои обязанности, но и судить о причинах возникновения неисправностей пути. Навык дорогого стоит! Ведь для гарантированной безопасности движения только сила мысли способна «вывести» дефект из хронического состояния. Так что понимание природы физических процессов для современного железнодорожника является важнейшей компетенцией.

Неудивительно, что предложения продолжить обучение в аспирантуре и рассматривать строительство пути сквозь научную призму Максиму поступали и не раз. Но для себя он выбрал более «приземлённую» деятельность. После окончания МИИТа в статусе молодого специалиста он пришёл трудиться монтёром пути в Вяземскую дистанцию пути. До этого, надо отдать должное, прошёл «курс молодого бойца», участвуя в летних строительных отрядах МИИТа. Сначала на Ямале, где прокладывалась самая северная из всех железных дорог в мире – ветка от станции Обская до Карской. Затем на бекасовской ПМС. То есть ещё будучи студентом, мой собеседник осваивал технологии возведения железнодорожного полотна, включая те, что используются в условиях вечной мерзлоты. Впитывать знания он продолжил на родном предприятии, не без помощи тогдашнего руководителя Вяземской дистанции пути Евгения Гулеватого, которого Максим считает своим наставником. Достойных работников на магистрали умеют выделять. С 2016 года Максим Дадуев – контролёр состояния железнодорожного пути.

Продвижение по службе для железнодорожника – в первую очередь, повышение градуса ответственности. В круг ежедневных забот молодого специалиста уже входит осмотр и проверка на вверенном ему участке рельсошпальной решётки, стрелочных переводов, земляного полотна, рельсовых цепей – то, что позволяет повысить безотказность работы пути. Стоит ли говорить, что от оперативности, полноты и качества проведённых промеров зависит безопасность движения поездов.

– Для обеспечения безопасности движения на магистрали работает многоуровневый мониторинг состояния пути. Железнодорожное полотно проверяют вагоны-путеизмерители, дефектоскописты и целые диагностические комплексы типа «Эра» и «Интеграл». Диагностическое оборудование в руках грамотных специалистов, безусловно, имеет высокую степень надёжности, но ценность осмотра «вживую» состоит как раз в том, что позволяет увидеть предотказные состояния. Неисправности вроде бы ещё и нет, но даже возникшие предпосылки изменения пути для контролёра состояния железнодорожного полотна служат сигналом к тому, чтобы взять этот участок пути на контроль. Неспроста нас называют «глазами» дорожного мастера, – отметил Максим Дадуев.

На что в ходе мониторинга состояния путевого полотна контролёры обращают повышенное внимание, так это на рельсовый стык, крестовину и остряки стрелочного перевода, считающиеся наиболее уязвимыми местами. Как правило, на них приходится наибольшая сила воздействия колеса, и возрастает вероятность появления в этом элементе неисправности. Своевременное выявление отступлений от нормы и есть самый ценный результат в работе контролёров.

А несколько дней назад Максим Дадуев совершил свою первую поездку на «Сапсане». Путешествие по самой скоростной дороге России ему понравилось и в то же время подтвердило его важные выводы.

– Обслуживание такой магистрали требует не только профессионализма со стороны коллег, но и очень добросовестного подхода к работе. В том, что моя поездка пролетела незаметно, их большая заслуга, – подчеркнул собеседник. – Я всегда понимал важность профессии железнодорожника и хотел стать одним из них, хотя никто из родственников на магистрали никогда не работал. Сколько себя помню, очень любил наблюдать за проходящими поездами. Поэтому вернувшись из армии, самостоятельно пришёл в дистанцию пути и попросил целевое направление на обучение.

Следовать своему примеру Максим советует и школьникам Вязьмы. О деятельности компании он рассказывает учащимся родного города, делая упор на многообразии сфер отрасли, где каждый может себя реализовать. Хочу поведать курьёзный случай: несколько лет назад истории Максима настолько воодушевили родителей абитуриентов, что некоторые из них и сами пожалели, что не выбрали такую же профессию.

– Однажды после очередного дня открытых дверей ко мне подошли родители и сказали: «Где вы были в наши молодые годы. Слушая вас, мы и сами захотели стать железнодорожниками». Приятно такой отзыв было слышать, не скрою.

Недаром говорят: чтобы трудиться на железной дороге, её просто надо любить. Для увеличения объёмов перевозок и безопасности движения ОАО «РЖД» необходимы целеустремлённые, неравнодушные профессионалы. Чтобы они появлялись, нужно сеять в детях железнодорожную мечту. Такая задача по плечу и молодым, таким как Максим Дадуев.

Наталья Щевелева

Фото: Екатерина Мысова