РУТ (МИИТ)
20.09.2017 12:30 

Отраслевые вузы хотят дружить


Ассоциация вузов транспорта предложила создать объединение отраслевых университетов, находящихся вне ведения Министерства образования и науки.

С предложением создать общероссийскую организацию, на площадке которой представители отраслевых вузов могли бы ставить и решать общие задачи, на парламентских слушаниях в Госдуме по проблемам финансирования отраслевых университетов в июле выступил президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта Борис Лёвин.

Сейчас члены Ассоциации вузов транспорта приступили к обсуждению этого вопроса с заинтересованными сторонами. «Предложения о таком объединении уже встретили поддержку коллег, учредителей, работодателей, законодателей, – пояснил Борис Лёвин. – Сейчас мы приступаем к сбору предложений и мнений наших коллег-отраслевиков. Надеюсь, что в скором времени сможем обобщить результаты для практического решения вопроса».

Вне ведения Минобрнауки сегодня находится более 180 высших учебных заведений, а это почти 30% от общего числа аккредитованных государственных университетов. Это вузы Минздрава, Министерства культуры, Минсельхоза, Министерства спорта, Минтранса.

«Подавляющее большинство этих вузов объединяет одна главная проблема – отсутствие финансирования программ развития», – отметил Борис Лёвин.



Как ранее писал «Гудок», дефицит средств на исполнение государственного задания в отраслевых вузах в 2017 году, по оценкам самих министерств, составил порядка 15 млрд руб. Так, вузам Минсельхоза было выделено 13,3 млрд руб. при реальных потребностях в 17 млрд, вузам Минкультуры не хватило более 2 млрд руб., Минздрава – 5,2 млрд, Минспорта – порядка 1 млрд, Росавиации – также около 1 млрд, Росморречфлота – 639 млн руб. Университеты Росжелдора недополучили 980 млн руб.

По словам директора Московской государственной академии водного транспорта (филиала Московского государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова) Игоря Мищенко, в госзадании не учитываются расходы на специфические нужды отраслевых университетов. «Из бюджета не финансируются питание, форменное обмундирование, плавпрактика на судах, обеспечение тренажёрным оборудованием, капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий. Академия вынуждена по крохам изыскивать внебюджетные средства», – пояснил он.

По словам Бориса Лёвина, господдержка существует только в виде средств бюджета на подготовку студентов. Остальное вузы получают от партнёров: целевой заказ, платные рабочие места для практики, тематику исследований. «Транспортные вузы – государственные учреждения, они вправе рассчитывать, как и вузы Минобрнауки, на бюджетную поддержку», – пояснил Борис Лёвин.

Нерешёнными также остаются проблемы, связанные с отсутствием бюджетных мест по непрофильным для отраслевых вузов специальностям (экономика, юриспруденция), а также замена целевого приёма в колледжах и техникумах на целевое обучение.

По мнению Бориса Лёвина, эти проблемы легче решать, если отраслевые вузы объединят усилия: «Возможно создание Ассоциации отраслевых вузов. Ещё один вариант – создание Консорциума отраслевых образовательных ассоциаций».

Юлия Соловьёва

Фото: Роман Бобков