РУТ (МИИТ)
17.05.2017 11:00 

Охранная грамота


Подразделения безопасности на железнодорожном транспорте учатся мастерству.

С 1 июля на железной дороге введут группы быстрого реагирования, видеонаблюдение и КПП. Для получения допуска к работе на объектах транспорта сотрудники, обеспечивающие транспортную безопасность, проходят спецподготовку. Чему их учат, узнал «Гудок», побывав в Учебном центре на кафедре «Транспортная безопасность и мобилизационная подготовка» МИИТа.

Премьер-министр Дмитрий Медведев 26 апреля подписал постановление, устанавливающее требования по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте. Документ был разработан Минтрансом в соответствии с законом «О транспортной безопасности» и вступает в силу с 1 июля 2017 года. В нём, в частности, говорится, что субъекты транспортной инфраструктуры (владельцы и пользователи) и перевозчики обязаны назначить ответственных лиц за обеспечение безопасности, образовать и привлечь для защиты объектов подразделения транспортной безопасности (ПТБ), в том числе группы быстрого реагирования (ГБР).

В Учебном центре по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности МИИТа программы обучения типовые, утверждённые Минтрансом, но они корректируются в соответствии с пожеланиями организаций, которые направляют своих сотрудников на учёбу. ОАО «РЖД» является одним из основных заказчиков. Всего по стране девять таких центров при транспортных вузах, слушатели распределяются по географическому принципу. Так, в Москве учатся работники центральных дирекций ОАО «РЖД», Московской, Приволжской, Юго-Восточной, Калининградской и Северной дорог, а также Московского территориального управления Октябрьской магистрали.

Кого учат

Курсы обучения для всех категорий сил обеспечения транспортной безопасности разные – они зависят от специфики последующей работы.

Существует восемь категорий, пояснил заведующий кафедрой «Транспортная безопасность и мобилизационная подготовка» МИИТа Владимир Денисов.

Первая – ответственные за обеспечение транспортной безопасности на уровне дорог и дирекций. Вторая – ответственные на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, куда входят начальники вокзалов и станций, их заместители, главные инженеры, начальники поездов и т.д. Третья категория – руководители ПТБ непосредственно на объектах. Это могут быть руководители структур, прошедших аккредитацию в качестве ПТБ, но работающих на аутсорсинге, или начальники собственных ПТБ организации.

«Категории с четвёртой по восьмую – те, кто непосредственно обеспечивает транспортную безопасность на объектах: досмотровики, бойцы групп быстрого реагирования, работники, вычисляющие злоумышленников в толпе или при личной беседе, – говорит Владимир Денисов. – К ним также относятся сотрудники, управляющие техническими средствами охраны. Эти люди работают с камерами видеонаблюдения, с сигналами о незаконном проникновении, а также держат связь и организуют взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами – своеобразный аналог дежурной части полиции. Восьмая категория условно именуется «иные» – это специалисты, работающие, к примеру, в бюро пропусков, и водители ГБР».

Чему и как учат

Материальная база Учебного центра полностью соответствует современным требованиям: в лабораториях сконцентрирован практически весь арсенал техники, позволяющей обеспечивать безопасность объектов транспорта. К примеру, в лаборатории досмотра есть и спектрометры, способные распознавать повышенный радиационный фон, различные виды металлодетекторов, интроскопы, при помощи которых можно найти запрещённые предметы и вещества в багаже пассажиров.

Вижу интроскоп в действии: на мониторе проплывает коробка конфет, дамские босоножки, фен, жилетка с множеством карманов… Узнаваемы только силуэты, а вот цвета сильно отличаются от реальных. Машина отображает лишь оттенки синего, зелёного, коричневого и чёрного цветов.

– Смотрите, это же пистолет! – на экране появляется силуэт светло-бежевого цвета.

– Это игрушка из пластика. Настоящий был бы синего цвета, – поясняет начальник Учебного центра Марина Жарикова. – Специалист на этот предмет не обратит внимания, а вот босоножки, фен и жилетку не пропустит, техника чётко показывает, что именно в них есть запрещённые вещества.

Каждый цвет соответствует определённой химической группе: чёрный – свинцу и его производным, например хрусталю, от светло-голубого до тёмно-синего – металлам, зелёный – неорганическим соединениям. А если инспектор досмотра видит бежево-коричневую или оранжево-красную гамму, он знает – в вещах пассажира органика. Это может быть пластиковый пакет, провизия, деревянная шкатулка, а может, взрывчатое вещество. Всё дело в насыщенности оттенка на картинке. Этому специалистов и учат, стараясь довести навыки до автоматизма. А также тому, как реагировать на угрозу до подхода коллег из группы быстрого реагирования и транспортных полицейских, не допустив паники и давки, как действовать при агрессии со стороны недовольных пассажиров.

Следующий класс учебного центра посвящён охране периметра и контроля доступа в различные помещения и зоны. От пола до потолка – металлический забор, оснащённый системами слежения и датчиками. Радиоволновые, однопозиционные, двухпозиционные, инфракрасные, датчики движения, простые и грунтовые вибродатчики – все системы работают. Детальное знание этой техники необходимо специалистам по техническим средствам охраны, которые также входят в подразделения транспортной безопасности.

«Мы рассказываем слушателям о принципах работы и правилах реагирования на сигналы каждого устройства, но это не означает, что все они применяются для защиты каждого объекта. Техническое оснащение идёт в зависимости от категории объекта и оценки тех угроз, которым он может подвергнуться, – поясняет Марина Жарикова. – Понятно, что вокзал в городе, в степи или в горной местности – три разных объекта с точки зрения обеспечения транспортной безопасности».

По словам проректора-директора МИИТа Леонида Карпова, процесс обучения специалистов в области транспортной безопасности построен с учётом занятости слушателей на основном месте работы. Есть очно-заочная форма, когда человек три недели обучается дистанционно, а одну – в центре. Для отдельных категорий практикуется вариант очной формы, когда работодатель отпускает работника на две недели.

При этом слушатели могут пройти в тестовом режиме процедуру аттестации. «Это важно, поскольку проверки в аттестующих организациях – это серьёзный стресс, они проходят под видеокамерами, без каких-либо материалов, – говорит Леонид Карпов. – Даже человек, отлично знающий предмет, может растеряться». Если сотрудник, чья работа связана с обеспечением транспортной безопасности (те же начальники вокзалов или станций), не пройдёт аттестацию, он согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» не сможет занимать прежнюю должность.

Елена Демиденко