«Вузы транспорта сегодня». На эту актуальную тему беседуем с ректором Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), президентом Ассоциации вузов транспорта, доктором технических наук, профессором Борисом Лёвиным
— Борис Алексеевич, каковы основные традиции отечественного транспортного образования, как они сохраняются и укрепляются в наше время?
— Более 200 лет транспортное образование работает в интересах государства, причём в опережающем режиме.
Несколько примеров.
Государство взяло курс на формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов несколько лет назад. А в системе Минтранса России подобные интегрированные структуры начали формироваться ещё в 2005 году.
Государство настойчиво добивается, чтобы работодатель «не выпадал» из образовательного процесса, декларирует актуальность формирования целевого обучения. В то же время целевая подготовка кадров на железнодорожном транспорте существует с 1977 года и сегодня представляет уникальную по масштабам и эффективности систему, которая неоднократно получала высокую оценку Президента и Правительства страны.
Несколько лет назад Минтранс России, подведомственные ему вузы, ведущие предприятия транспорта выдержали, без преувеличения, битву за сохранение специалитета по инженерным специальностям.
И производственники, и вузы бьют тревогу: недостаток квалифицированных инженеров— это уже не ведомственная, а национальная забота. Многие отрасли экономики потеряли специалитет.
Система транспортного образования постоянно совершенствуется с сохранением своих базовых ценностей, признана одной из передовых в России и отличается множеством особенностей.
Во-первых, надёжной связью с реальным сектором экономики. Во-вторых, наличием уникальной по масштабам и эффективности системы целевой подготовки кадров. В-третьих, действенной системой дополнительного профессионального образования. В-четвертых, высоким уровнем фундаментальной, профессиональной и практической подготовки кадров. В-пятых, эффективным использованием результатов научных разработок в образовательном процессе. В-шестых, многоплановым партнёрством с ведущими предприятиями, научными организациями и вузами мира.
— Сегодня перспективы транспортного образования многие связывают с созданием на базе МИИТ Российского университета транспорта (РУТ).
— Идея создания РУТ была поддержана Владимиром Владимировичем Путиным во время его посещения МИИТ в июне 2011 года.
Проект РУТ— не резкий скачок, а плавный эволюционный переход к новому этапу развития транспортного образования в новых экономических (рыночных) условиях. Это не радикальный шаг, а очередное звено продуманного процесса, опирающегося на веление времени и возрождение исторических традиций. Напомню, что соответственно в 1809 и 1896 гг. Институт Корпуса Инженеров путей сообщения (ПГУПС) и Императорское Московское инженерное училище (МИИТ) создавались как вузы общетранспортного профиля.
Ещё один исторический факт: в начале 30-х годов прошлого века на базе профильных факультетов МИИТ сформированы Московский автомобильно-дорожный институт и Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а затем и Московская академия водного транспорта.
Более десяти лет мы фактически реализуем программы подготовки специалистов общетранспортного профиля (логистика, экономика транспорта, транспортное право, взаимодействие различных видов транспорта, транспортная безопасность и т.д., вплоть до транспортной журналистики). Новые специальности и направления подготовки открываем исключительно по просьбам стратегических партнёров – транспортных предприятий.
Напомню, что МИИТ — базовый вуз Ассоциации вузов транспорта и Российской академии транспорта.
Так что создание РУТ-МИИТ — во многом юридическое закрепление фактических направлений деятельности вуза.
Также отмечу, что создание вузов — системных интеграторов научно-образовательного потенциала и основных видов научно-образовательной деятельности — приоритетное направление государственной политики, направленное на повышение качества подготовки специалистов для стратегически важных отраслей экономики и их эффективное научное сопровождение.
Миссия РУТ — создание университета нового типа в транспортной отрасли для комплексного решения научных и кадровых задач, интегрированного в международное сообщество и занимающего ведущие позиции в транспортной науке и образовании в России и за рубежом.
При этом университет останется базовым вузом для железнодорожной отрасли.
Формат нового вуза — импульс для модернизации учебно-научной базы, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, эффективности и масштабов научных разработок, это новые инновационные образовательные технологии, программы и т.д. Всё это — гарантии повышения качества железнодорожного образования, совершенствования уникальной отраслевой системы целевой подготовки, открытия новых специальностей и направлений подготовки в интересах государства и отрасли.
При этом полностью исключаю возможность снижения объёмов: подготовки специалистов, повышения квалификации, научных исследований для предприятий железнодорожного транспорта, в первую очередь ОАО «РЖД».
— Как обстоит дело с конкурентоспособностью вуза и востребованностью выпускников МИИТ на транспорте?
— С момента первого выпуска инженеров-путейцев для транспортной отрасли России в 1901 году конкурентоспособность вуза на самом высоком уровне.
Под уровнем конкурентоспособности понимаю следующие факторы: востребованность выпускников, процент их трудоустройства, в том числе в сферах деятельности государства, считающихся для вуза не отраслевыми, масштабы международного сотрудничества.
Несколько цифр и фактов. Выпускников МИИТ нет на бирже труда, диплом университета— гарантия трудоустройства на транспорте и в других сферах деятельности.
В транспортной отрасли трудоустраивается порядка 70% выпускников МИИТ (молодые специалисты, получившие образование в рамках целевой подготовки, — практически 100%), остальные востребованы в самых различных сферах деятельности государства: политическая деятельность, экономика, право, таможенное дело, менеджмент, гуманитарная сфера, бизнес и т.д.
МИИТ не выпускает специалистов «в никуда» и при этом обеспечивает приоритет государственной политики по кадровому обеспечению транспорта специалистами всех направлений и уровней в соответствии с существующими и реально прогнозируемыми потребностями отрасли.
Краткое резюме.
По нашему мнению, конкурентоспособность любого вуза зависит от следующих факторов: уровня фундаментальной, профессиональной и практической подготовки выпускников, степени адаптации молодых специалистов к реальному производству и требованиям работодателей.
И конечно, воспроизводства специалистов в соответствии с существующими и реально прогнозируемыми потребностями отрасли и государства.
Считаю, что сегодня деятельность МИИТ удовлетворяет этим критериям. Наша главная задача—укреплять свои позиции и выходить на новые рубежи развития уже в статусе федерального университета.
Несколько слов о правильном понимании ситуации с проектом РУТ-МИИТ. Нередко, причём от достаточно авторитетных людей и средств массовой информации можно услышать, что создаётся мега вуз, что МИИТ поглотит университеты других видов транспорта.
— Но ходят слухи, что РУТ присоединит к себе московские вузы других видов транспорта...
— Слухи и есть слухи. О подобном поглощении и присоединении не может быть и речи, потому что это не соответствует сегодняшней политике Минобрнауки России и неразумно с позиции государственных интересов. Специалистов по так называемым конвенционным (эксплуатационным) специальностям для водного и воздушного транспорта должны готовить профильные вузы.
Уместно также напомнить некоторым «фантазёрам» присоединения, что Московская государственная академия водного транспорта трансформирована не в структурное подразделение МИИТ, а в филиал Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (г. Санкт-Петербург).
Заявления о мегавузе тоже фантазии. Мы не собираемся разрастаться до гигантских размеров, стремиться к непомерному увеличению штатного состава, специальностей и направлений подготовки.
Будем вести реорганизацию в режиме оптимизации, то есть формировать структуру и образовательную и научную деятельность в соответствии с главным критерием: потребностью государства в конкретных научных разработках и специалистах межтранспортного и общетранспортного профиля...
Уверен, что РУТ-МИИТ, как и МГУПС-МИИТ, будет выпускать специалистов, которые не станут приносить наш диплом на регистрацию на бирже труда.
И ещё один, пожалуй, самый важный для отраслевого образования аспект. Надеемся на Правительство РФ, Минтранс России, Государственную Думу РФ в решении вопроса о законодательно закреплённом статусе отраслевого, в том числе транспортного образования.
Также надеемся, что Минобрнауки России будет последовательно реализовывать свою политику с учётом необходимости сохранения и государственной поддержки высшей транспортной школы.
Речь идёт не о привилегиях, а о равных правах РУТ (МИИТ) и других вузов транспорта с ведущими вузами Министерства образования и науки РФ.
— Очевидно, что приёмная кампания в МИИТ в 2017 году будет иметь свои особенности.
— Выделю два аспекта: исторический и функциональный.
Скорее всего, приём в МИИТ в 2017 году будет важным событием в истории транспортного образования. Впервые первокурсники станут студентами общероссийского транспортного вуза. А лица, ранее поступившие в МГУПС-МИИТ, получат дипломы об окончании РУТ-МИИТ. Полагаю, что со временем эти дипломы станут раритетами.
В новом названии вуза обязательно сохраним историческую аббревиатуру «МИИТ». Это не только мощный бренд, но и символ преемственности, имеющий важное историческое значения для вуза и системы транспортного образования.
Что же касается функциональных задач, то частично уже говорил на эту тему.
Стремиться к рекордным цифрам не намерены. Приём на бюджетную форму, в том числе на новые специальности и направления подготовки, будем вести в соответствии с количеством мест, выделенных Минобрнауки России.
Ставим задачу по увеличению приёма в магистратуру, приёма иностранных граждан.
Платное обучение будем осуществлять по гибкой схеме, подразумевающей сочетание интересов абитуриентов с необходимостью комплектования полноценных учебных групп.
С большой долей вероятности можно сказать, что в перечне направлений подготовки в МИИТ в 2017 году появятся новые наименования.
Настроены сохранять ценовую политику: стоимость обучения будет корректироваться только с учётом уровня инфляции по региону.
В ближайшей перспективе — развитие МИИТ в русле федеральной политики в области образования в соответствии с тенденциями и интересами отрасли, кадровыми потребностями транспортного комплекса, процессами интернационализации образования и другими актуальными факторами.
Самое главное — идти вперёд поступательно, эволюционно, без скачков и неоправданных реформаторских потрясений, то есть сохранять и преумножать богатейшие базовые ценности и традиции высшей транспортной школы и вуза.
Уверен, что миитовцы решительно настроены на достижение этих целей.