РУТ (МИИТ)
02.05.2017 11:00 

Путём эволюционного развития


«Вузы транспорта сегодня». На эту актуальную тему беседуем с ректором Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), президентом Ассоциации вузов транспорта, доктором технических наук, профессором Борисом Лёвиным

Борис Алексеевич, каковы основные традиции отечественного транспортного образования, как они сохраняются и укрепляются в наше время?

— Более 200 лет транспортное образование работает в интересах государства, причём в опережающем режиме.

Несколько примеров.

Государство взяло курс на формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов несколько лет назад. А в системе Минтранса России подобные интегрированные структуры начали формироваться ещё в 2005 году.

Государство настойчиво добивается, чтобы работодатель «не выпадал» из образовательного процесса, декларирует актуальность формирования целевого обучения. В то же время целевая подготовка кадров на железнодорожном транспорте существует с 1977 года и сегодня представляет уникальную по масштабам и эффективности систему, которая неоднократно получала высокую оценку Президента и Правительства страны.

Несколько лет назад Минтранс России, подведомственные ему вузы, ведущие предприятия транспорта выдержали, без преувеличения, битву за сохранение специалитета по инженерным специальностям.

И производственники, и вузы бьют тревогу: недостаток квалифицированных инженеров— это уже не ведомственная, а национальная забота. Многие отрасли экономики потеряли специалитет.

Система транспортного образования постоянно совершенствуется с сохранением своих базовых ценностей, признана одной из передовых в России и отличается множеством особенностей.

Во-первых, надёжной связью с реальным сектором экономики. Во-вторых, наличием уникальной по масштабам и эффективности системы целевой подготовки кадров. В-третьих, действенной системой дополнительного профессионального образования. В-четвертых, высоким уровнем фундаментальной, профессиональной и практической подготовки кадров. В-пятых, эффективным использованием результатов научных разработок в образовательном процессе. В-шестых, многоплановым партнёрством с ведущими предприятиями, научными организациями и вузами мира.

Сегодня перспективы транспортного образования многие связывают с созданием на базе МИИТ Российского университета транспорта (РУТ).

— Идея создания РУТ была поддержана Владимиром Владимировичем Путиным во время его посещения МИИТ в июне 2011 года.

Проект РУТ— не резкий скачок, а плавный эволюционный переход к новому этапу развития транспортного образования в новых экономических (рыночных) условиях. Это не радикальный шаг, а очередное звено продуманного процесса, опирающегося на веление времени и возрождение исторических традиций. Напомню, что соответственно в 1809 и 1896 гг. Институт Корпуса Инженеров путей сообщения (ПГУПС) и Императорское Московское инженерное училище (МИИТ) создавались как вузы общетранспортного профиля.

Ещё один исторический факт: в начале 30-х годов прошлого века на базе профильных факультетов МИИТ сформированы Московский автомобильно-дорожный институт и Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а затем и Московская академия водного транспорта.

Более десяти лет мы фактически реализуем программы подготовки специалистов общетранспортного профиля (логистика, экономика транспорта, транспортное право, взаимодействие различных видов транспорта, транспортная безопасность и т.д., вплоть до транспортной журналистики). Новые специальности и направления подготовки открываем исключительно по просьбам стратегических партнёров – транспортных предприятий.

Напомню, что МИИТ — базовый вуз Ассоциации вузов транспорта и Российской академии транспорта.

Так что создание РУТ-МИИТ — во многом юридическое закрепление фактических направлений деятельности вуза.

Также отмечу, что создание вузов — системных интеграторов научно-образовательного потенциала и основных видов научно-образовательной деятельности — приоритетное направление государственной политики, направленное на повышение качества подготовки специалистов для стратегически важных отраслей экономики и их эффективное научное сопровождение.

Миссия РУТ — создание университета нового типа в транспортной отрасли для комплексного решения научных и кадровых задач, интегрированного в международное сообщество и занимающего ведущие позиции в транспортной науке и образовании в России и за рубежом.

При этом университет останется базовым вузом для железнодорожной отрасли.

Формат нового вуза — импульс для модернизации учебно-научной базы, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, эффективности и масштабов научных разработок, это новые инновационные образовательные технологии, программы и т.д. Всё это — гарантии повышения качества железнодорожного образования, совершенствования уникальной отраслевой системы целевой подготовки, открытия новых специальностей и направлений подготовки в интересах государства и отрасли.

При этом полностью исключаю возможность снижения объёмов: подготовки специалистов, повышения квалификации, научных исследований для предприятий железнодорожного транспорта, в первую очередь ОАО «РЖД».

Как обстоит дело с конкурентоспособностью вуза и востребованностью выпускников МИИТ на транспорте?

— С момента первого выпуска инженеров-путейцев для транспортной отрасли России в 1901 году конкурентоспособность вуза на самом высоком уровне.

Под уровнем конкурентоспособности понимаю следующие факторы: востребованность выпускников, процент их трудоустройства, в том числе в сферах деятельности государства, считающихся для вуза не отраслевыми, масштабы международного сотрудничества.

Несколько цифр и фактов. Выпускников МИИТ нет на бирже труда, диплом университета— гарантия трудоустройства на транспорте и в других сферах деятельности.

В транспортной отрасли трудоустраивается порядка 70% выпускников МИИТ (молодые специалисты, получившие образование в рамках целевой подготовки, — практически 100%), остальные востребованы в самых различных сферах деятельности государства: политическая деятельность, экономика, право, таможенное дело, менеджмент, гуманитарная сфера, бизнес и т.д.

МИИТ не выпускает специалистов «в никуда» и при этом обеспечивает приоритет государственной политики по кадровому обеспечению транспорта специалистами всех направлений и уровней в соответствии с существующими и реально прогнозируемыми потребностями отрасли.

Краткое резюме.

По нашему мнению, конкурентоспособность любого вуза зависит от следующих факторов: уровня фундаментальной, профессиональной и практической подготовки выпускников, степени адаптации молодых специалистов к реальному производству и требованиям работодателей.

И конечно, воспроизводства специалистов в соответствии с существующими и реально прогнозируемыми потребностями отрасли и государства.

Считаю, что сегодня деятельность МИИТ удовлетворяет этим критериям. Наша главная задача—укреплять свои позиции и выходить на новые рубежи развития уже в статусе федерального университета.

Несколько слов о правильном понимании ситуации с проектом РУТ-МИИТ. Нередко, причём от достаточно авторитетных людей и средств массовой информации можно услышать, что создаётся мега вуз, что МИИТ поглотит университеты других видов транспорта.

Но ходят слухи, что РУТ присоединит к себе московские вузы других видов транспорта...

— Слухи и есть слухи. О подобном поглощении и присоединении не может быть и речи, потому что это не соответствует сегодняшней политике Минобрнауки России и неразумно с позиции государственных интересов. Специалистов по так называемым конвенционным (эксплуатационным) специальностям для водного и воздушного транспорта должны готовить профильные вузы.

Уместно также напомнить некоторым «фантазёрам» присоединения, что Московская государственная академия водного транспорта трансформирована не в структурное подразделение МИИТ, а в филиал Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (г. Санкт-Петербург).

Заявления о мегавузе тоже фантазии. Мы не собираемся разрастаться до гигантских размеров, стремиться к непомерному увеличению штатного состава, специальностей и направлений подготовки.

Будем вести реорганизацию в режиме оптимизации, то есть формировать структуру и образовательную и научную деятельность в соответствии с главным критерием: потребностью государства в конкретных научных разработках и специалистах межтранспортного и общетранспортного профиля...

Уверен, что РУТ-МИИТ, как и МГУПС-МИИТ, будет выпускать специалистов, которые не станут приносить наш диплом на регистрацию на бирже труда.

И ещё один, пожалуй, самый важный для отраслевого образования аспект. Надеемся на Правительство РФ, Минтранс России, Государственную Думу РФ в решении вопроса о законодательно закреплённом статусе отраслевого, в том числе транспортного образования.

Также надеемся, что Минобрнауки России будет последовательно реализовывать свою политику с учётом необходимости сохранения и государственной поддержки высшей транспортной школы.

Речь идёт не о привилегиях, а о равных правах РУТ (МИИТ) и других вузов транспорта с ведущими вузами Министерства образования и науки РФ.

Очевидно, что приёмная кампания в МИИТ в 2017 году будет иметь свои особенности.

— Выделю два аспекта: исторический и функциональный.

Скорее всего, приём в МИИТ в 2017 году будет важным событием в истории транспортного образования. Впервые первокурсники станут студентами общероссийского транспортного вуза. А лица, ранее поступившие в МГУПС-МИИТ, получат дипломы об окончании РУТ-МИИТ. Полагаю, что со временем эти дипломы станут раритетами.

В новом названии вуза обязательно сохраним историческую аббревиатуру «МИИТ». Это не только мощный бренд, но и символ преемственности, имеющий важное историческое значения для вуза и системы транспортного образования.

Что же касается функциональных задач, то частично уже говорил на эту тему.

Стремиться к рекордным цифрам не намерены. Приём на бюджетную форму, в том числе на новые специальности и направления подготовки, будем вести в соответствии с количеством мест, выделенных Минобрнауки России.

Ставим задачу по увеличению приёма в магистратуру, приёма иностранных граждан.

Платное обучение будем осуществлять по гибкой схеме, подразумевающей сочетание интересов абитуриентов с необходимостью комплектования полноценных учебных групп.

С большой долей вероятности можно сказать, что в перечне направлений подготовки в МИИТ в 2017 году появятся новые наименования.

Настроены сохранять ценовую политику: стоимость обучения будет корректироваться только с учётом уровня инфляции по региону.

В ближайшей перспективе — развитие МИИТ в русле федеральной политики в области образования в соответствии с тенденциями и интересами отрасли, кадровыми потребностями транспортного комплекса, процессами интернационализации образования и другими актуальными факторами.

Самое главное — идти вперёд поступательно, эволюционно, без скачков и неоправданных реформаторских потрясений, то есть сохранять и преумножать богатейшие базовые ценности и традиции высшей транспортной школы и вуза.

Уверен, что миитовцы решительно настроены на достижение этих целей.

Лилия Виноградова