РУТ (МИИТ)
12.04.2017 11:00 

Инженеров-экономистов привели к единому стандарту


Министерство труда и социальной защиты утвердило профстандарт «Инженер-экономист железнодорожного транспорта», разработанный ОАО «РЖД». Это значит, что в отраслевых вузах может появиться новая специальность.

Уже несколько лет ГУПСы стараются сделать профильным экономическое и юридическое направления подготовки. Главный аргумент – отраслевая специфика этих специалистов: экономистам и юристам, которые приходят в транспортные компании из других вузов, приходится долго адаптироваться, изучая особенности деятельности железной дороги.

Профилизация помогла бы решить ещё одну проблему, связанную с тем, что Минобрнауки сокращает бюджетные места на экономические направления и специальности в транспортных вузах. Сейчас приём на экономику в ГУПСах ведётся в основном на коммерческой основе. Возможно, при появлении новой профильной специальности государство утвердит для неё контрольные цифры приёма (КЦП) и абитуриенты смогут претендовать на бюджетные места.

До сих пор попытки сделать специальности экономиста и юриста профильными для ГУПСов были безуспешными.

В прошлом году профильные институты МИИТа, экономический и юридический, разработали два образовательных стандарта подготовки специалистов – «Экономика транспорта» и «Правовое обеспечение транспортной деятельности». Они получили множество положительных отзывов на стадии общественного обсуждения, но Минобрнауки их отклонило.

Теперь, когда появился профессиональный стандарт «Инженер-экономист железнодорожного транспорта», Институт экономики и финансов МИИТа разработал на основе нового профстандарта проект соответствующего образовательного стандарта по специальности «Экономика транспорта». Сейчас он находится на утверждении в Минобразования.

«Будущих работников компании должны учить отраслевые вузы, – уверен директор Института экономики и финансов МИИТа Валерий Чуприков. – Экономистам необходимо знать технологию и специфику транспортной деятельности, чтобы обеспечить экономическую эффективность работы ОАО «РЖД».

Проект нового образовательного стандарта, пояснил он, включает освоение большого количества технических компетенций, которые помогут студентам разобраться в специфике работы железных дорог.

«К примеру, наши выпускники будут знать, в чём заключается технология перевозочного процесса и содержания пути, что такое экипировка локомотива и прочее. Таким образом, железнодорожный транспорт получит полноценных инженеров-экономистов», – считает Валерий Чуприков. Как ранее рассказала «Гудку» начальник Департамента экономики ОАО «РЖД» Ирина Костенец, компании нужны не просто экономисты, а специалисты, обладающие прочной инженерной транспортной подготовкой и чётким представлением о производстве. «Именно на такой базе могут быть развиты важнейшие для нас транспортные, железнодорожные, экономические компетенции», – пояснила она.

Учить студентов новым профессиям планируется по системе специалитета, то есть в течение пяти лет. «Будет составлен учебный план, под него создадим необходимые учебно-методические комплексы. К реализации образовательной программы будут привлекаться самые квалифицированные преподаватели, использующие передовые методики обучения. Нам предстоит научить будущих специалистов интегрировать полученные экономические, технические и правовые знания в широкий спектр транспортных отношений», – говорит Валерий Чуприков.

Юлия Соловьёва