РУТ (МИИТ)
21.06.2011 13:45 

Взаимодействие на рельсах


В Сочи в начале июня прошел VI Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520», на котором обсуждались важнейшие вопросы развития отрасли. Материал об этом событии и мнения его участников мы публикуем сегодня.

Участники мероприятия обсудили проблемы модернизации инфраструктуры в целях повышения пропускной способности на стыке пространств колеи шириной 1520 мм и 1435 мм, развития международных транспортных коридоров, расширения географии перевозок и перспективы продления широкой колеи до Вены.

В частности, президент АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги» Аскар Мамин отметил положительное влияние создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана на оптимизацию процесса транспортировки грузов и ускорение оформления документов на границах стран СНГ. В результате в 2010 году грузооборот между Казахстаном и Россией вырос на 25 процентов. В свою очередь, начальник Белорусской железной дороги Анатолий Сивак указал на позитивный эффект от сотрудничества в рамках данного объединения, а также на необходимость дальнейшей модернизации технологического взаимодействия на стыках колеи различной ширины.

По мнению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, «одно из перспективных направлений - развитие системы международных транспортных коридоров, учитывающей как центры промышленного производства, так и распределение потребителей этой продукции». Особо он отметил проект продления широкой колеи до Вены.

- Это не только стремление России к интеграции с Европой, но и готовность Европы к этому. Важно, что у нас общее понимание того, где располагаются грузы и их потребители, - подчеркнул Владимир Якунин.

По оценкам экспертов, к 2050 году экономика Китая имеет все шансы превзойти экономику США. Поэтому может измениться направление грузопотоков на Евро-Азиатском континенте. Такие консервативные отрасли, как железнодорожная, должны планировать свою стратегию развития заблаговременно, чтобы не только выдержать новые нагрузки, но и опередить их.

- Иными словами, инфраструктура должна расти быстрее потребностей в ней, - заявил Владимир Якунин. Что касается будущего присоединения России к ВТО, то «это событие, безусловно, повлияет на всю экономику России, в том числе на железнодорожную отрасль, и прежде всего на производителей техники для нее, поскольку российским предприятиям придется конкурировать с зарубежными компаниями», отметил Владимир Якунин.

Также это приведет к увеличению грузопотоков. И важно, чтобы инфраструктура была к этому готова. Кроме того, предстоит гармонизировать законодательную базу, унифицировать документооборот.

Поддержал идею, что железнодорожники не должны знать границ, экс-председатель правления «Немецких железных дорог» (Deutsche Bahn AG) Хартмут Медорн. По его словам, «мы должны учиться сотрудничать друг с другом и преодолевать все имеющиеся сегодня противоречия. Конечно, это относится не только к железнодорожникам, но и к различным структурам, так или иначе касающимся экономического взаимодействия между Востоком и Западом. Но если говорить о Евро-Азиатском континенте, то здесь именно железнодорожникам по силам оказывать влияние на правительства с целью увеличения объемов инвестиций в транспортную отрасль».

В качестве решения проблем, связанных с интеграцией пространства колеи шириной 1520 мм и колеи 1435 мм, некоторые участники форума предложили в перспективе формировать транзитный продукт как коммерчески привлекательный вид деятельности.

Кроме того, в будущем необходимо создать в каждом международном транспортном коридоре хотя бы одного сквозного логистического оператора. Такая мера поможет значительно ускорить и заметно упростить процесс оформления грузовых перевозок по железным дорогам.

Материалы подготовил Андрей СТРЕЛЬЦОВ

Фото Павла Горбатько

МНЕНИЕ

Борис Лёвин, ректор МИИТа:

- Целевая подготовка профессиональных кадров для транспортной отрасли является важной задачей. Международная ассоциация транспортных вузов, в которую входят 27 университетов, занимается унификацией системы подготовки кадров, ориентируясь на запросы бизнес-компаний.

Примером такой работы стал подписанный на форуме договор между МИИТом и компанией «Сименс» о взаимодействии в области организации практики студентов и аспирантов на предприятиях этой компании в Германии. Другое направление взаимодействия - проведение совместных научных исследований. В частности, недавно компания «Сименс» приобрела два патента ученых МИИТа.