РУТ (МИИТ)
15.05.2011 15:30 

Отраслевые вузы – ОАО «РЖД»: курс на укрепление партнёрства


Б.А. ЛЁВИН, президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор

Реформирование системы управления экономикой и транспортом привело к ведомственной расчлененности железнодорожных вузов, что, в свою очередь, обозначило ряд определенных проблем. Однако высшим учебным заведениям удалось вписаться в рыночную модель экономики, сохранить и укрепить свои базовые ценности – высокий уровень фундаментального и профессионального образования, квалификацию профессорско-преподавательского состава, современную учебно-научную базу, авторитет научных школ и т.д.

Сегодня, как и два века назад, система транспортного образования России четко ориентируется на отрасль и связывает свою миссию с кадровым обеспечением железнодорожного комплекса государства. Транспортные вузы на сегодняшний день – это база для реализации «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года» и важнейшее звено «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», направленной на претворение в жизнь основополагающего для транспортного комплекса государства документа – «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

Железнодорожная отрасль – одна из немногих, имеющих конкретную программу развития и определивших свои потребности в кадрах различных уровней на 7 – 10 лет вперед, что позволяет учебным заведениям планировать работу, а главное – сохранить эффективную систему целевой подготовки.

Результаты взаимовыгодного партнерства ОАО «РЖД» с отраслевыми вузами характеризуют данные, приведенные в выступлении вице-президента ОАО «РЖД» Д.С. Шаханова на традиционной ежегодной встрече президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина с ректорами отраслевых вузов. Так, общий прием в вузы на программы высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО) достиг 55 196 человек, в том числе по целевым направлениям ОАО «РЖД» – 10 389 человек. Общее число студентов вузов составляет около 208 тыс. человек, из них более 39 тыс. человек обучаются по целевым направлениям компании. Именные стипендии ОАО «РЖД» получают 382 студента.

Кроме того, производственную практику прошли около 23 тыс. студентов вузов, в том числе на оплачиваемых рабочих местах – 10 244 человека. Примерно 13,5 тыс. студентов имеют рабочую профессию. В студенческих отрядах на объектах ОАО «РЖД» работали 3738 человек, в том числе около 3000 человек в счет прохождения производственной практики.

Для студентов вузов компанией выделены 466 грантов на сумму 14,3 млн. руб. На предприятия ОАО «РЖД» приняты на работу 373 выпускника, получивших гранты, включая 336 целевиков.

В филиалах, дочерних и зависимых обществах компании прошли стажировку 738 преподавателей высшего и среднего профессионального образования вузов. Дополнительное профессиональное образование на базе вузов получили свыше 60 тыс. руководителей и специалистов ОАО «РЖД». Профинансированы работы, выполненные вузами по планам НТР, на сумму 890,3 млн. руб.

Эти данные дают четкое представление о направлениях сотрудничества вузов и ОАО «РЖД», а также определяют приоритеты дальнейшего взаимодействия. Сегодня партнерские отношения транспортных вузов и ОАО «РЖД» необходимо выстраивать с учетом реструктуризации компании, сложной демографической ситуации в стране и реформы российского образования.

Одной из главных задач компании и вузов в настоящее время является сохранение объемов целевой подготовки кадров. При этом надо учитывать, что в формировании целевого заказа теперь принимают участие десятки вновь образованных структур ОАО «РЖД».

По данным Росстата, демографическая ситуация в стране улучшается незначительно. В 2010 г. это не повлияло на набор в отраслевые вузы, что еще раз подтвердило высокий престиж транспортного образования и привлекательность будущей работы на железнодорожном транспорте. Однако в дальнейшем конкуренция за выпускников средних школ будет расти, и именно поэтому профориентационную работу необходимо наращивать. ОАО «РЖД» и вузы в равной степени заинтересованы в притоке талантливой молодежи в учебные заведения отрасли.

Не меньшее внимание следует уделять и развитию довузовской подготовки. Следует подчеркнуть, что средства, выделяемые на эти цели компанией, ежегодно увеличиваются. При этом 100% кандидатов на целевое обучение должны пройти довузовское обучение, что позволит поднять уровень знаний абитуриентов по фундаментальным дисциплинам до программ первого курса. Кроме того, необходимо эффективное участие филиалов и ДЗО ОАО «РЖД» в проведении рекламно-агитационной кампании по набору в вузы в регионах.

Значительное внимание компания уделяет созданию профильных классов в общеобразовательных школах ОАО «РЖД» и муниципальных структур, что очень важно на региональном уровне. Вузы рассчитывают на поддержку работников кадровых служб предприятий, отраслевых средств массовой информации, дорожных газет в проведении рекламной и профориентационной работы среди выпускников средних школ.

Надо особенно подчеркнуть, что консолидированные действия вузов и ОАО «РЖД», поддержанные руководством Министерства транспорта РФ, позволили сохранить моноуровневую подготовку кадров по основным специальностям железнодорожного транспорта и транспортного строительства.

Отраслевые вузы всегда ориентировались на главного партнера по всему спектру своих специальностей. Например, 59 специальностей МИИТа, многие из которых считаются непрофильными, прежде всего учитывали потребности ОАО «РЖД». Безусловно, некоторые подразделения университета – Институт экономики и финансов, Гуманитарный и Юридический институты в условиях рыночных отношений приобретали новых партнеров, и сегодня их выпускники постоянно востребованы в самых различных сферах деятельности государства. Но главным ориентиром всегда оставалась отрасль, в первую очередь ОАО «РЖД». Эта идеология образовательной деятельности сохраняется и при переходе вузов на новые образовательные стандарты (рис. 1).

Рис. 1

Четыре основные укрупненные специальности железнодорожного транспорта имеют в общей сложности 22 специализации, в полной мере учитывающие специфику отрасли. Министерство образования и науки РФ дало возможность вести подготовку еще по пяти специальностям: «Судебная экспертиза», «Таможенное дело», «Компьютерная безопасность», «Наземные транспортно-технологические средства», «Строительство уникальных зданий и сооружений». Кроме того, согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) остальные специальности объединяются в направления подготовки и внутри этих направлений трансформируются в профили.

Таким образом вместо более 70 существовавших в отраслевых вузах специальностей ФГОС предусматривают подготовку по девяти специальностям (в том числе по четырем укрупненным специальностям железнодорожного транспорта и транспортного строительства) и 34 направлениям (76 профилям).

На сегодняшний день у вузов в соответствии с ФГОС есть инструменты для обеспечения подготовки бакалавров с квалификационными характеристиками, удовлетворяющими требованиям ОАО «РЖД» прежде всего за счет того, что 50% трудоемкости в программах отведено на так называемую вариативную часть, содержание которой определяется вузами. Более того, бакалавры имеют все возможности продолжить обучение по программам магистратуры.

При переходе на новые образовательные стандарты необходимо учитывать, что вузы должны обеспечить высокое качество профессиональной подготовки в соответствии с реальными потребностями отрасли. Подчеркнем, что ОАО «РЖД» уже определило потребности компании на 2011 г. в целевой подготовке не только специалистов ВПО и СПО, но и бакалавров.

Особое внимание в современных условиях требует научное сотрудничество. К сожалению, некоторые ведущие ученые и заведующие кафедрами зачастую не продвигают свой продукт, в то время как конкуренты получают конкретные заказы на проведение научно-исследовательских работ. При этом в дальнейшем они привлекают вузы для их выполнения в качестве контрагентов. Поэтому вузам надо более активно доказывать свою конкурентоспособность. Кстати, на более активное сотрудничество железнодорожные университеты ориентирует и ОАО «РЖД». Для этого есть перспективная новая форма – Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», который должен стать стартовой площадкой для более эффективного научного сотрудничества, в том числе и при реализации комплексной программы перехода к «интеллектуальному» железнодорожному транспорту.

Также перспективным является создание факультетов и научно-образовательных центров вузов в научных подразделениях компании. Уже созданы факультет науки и инноваций, а также научно-образовательный центр МИИТа, действующие соответственно в ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО «НИИАС».

В целом же научное сотрудничество вузов с ОАО «РЖД» должно, с одной стороны, стать одним из ключевых факторов инновационного развития отрасли, а с другой, – обеспечить внедрение в учебный процесс передовых образовательных технологий.

Существует еще один ресурс наращивания научного партнерства — федеральные инновационные конкурсы, которые до настоящего времени использовались недостаточно (рис. 2). Надо кооперировать усилия подразделений вузов (институтов, факультетов, кафедр) с департаментами, филиалами, дочерними, зависимыми обществами и другими предприятиями ОАО «РЖД». Это позволит, с одной стороны, развивать инновационную инфраструктуру отрасли, с другой, – повышать качество образования, модернизировать научно-лабораторную базу, привлекать к творческой деятельности студентов и аспирантов, повышать доходы профессорско-преподавательского состава.

Рис. 2

Обеспечение транспортной безопасности всегда было приоритетом для транспортного комплекса. Поэтому отраслевые вузы уделяют этой проблеме большое внимание. Так, только в МИИТе разработаны шесть программ подготовки и переподготовки кадров в области транспортной безопасности. Разработана соответствующая специализированная учебная программа для студентов 4—5 курсов железнодорожных специальностей. Некоторые из этих программ уже реализуются, другие в ближайшее время будут внедрены на предприятиях ОАО «РЖД».

На наш взгляд, укрепление сотрудничества отраслевых вузов и ОАО «РЖД» имеет хорошие перспективы. Сегодня высшие учебные заведения железнодорожного транспорта готовы выполнять свою многолетнюю миссию – эффективно работать в интересах государства.