РУТ (МИИТ)
28.02.2011 16:00 

Вузы транспорта - курс на инновацию


Реформа российского профессионального образования набирает темпы. Курс реформы, определяемый Президентом и Правительством страны, ставит перед высшими учебными заведениями страны новые рубежи. О проблемах и перспективах достижения этих рубежей мы беседуем с ректором ведущего транспортного вуза страны — МИИТа, президентом Ассоциации вузов транспорта РФ, доктором технических наук, профессором Борисом Лёвиным.

— Борис Алексеевич, какова на сегодняшний день генеральная линия развития транспортного образования России?

— Вектор инновационного развития профессионального, в том числе транспортного, образования четко определен Президентом и Правительством страны.

31 августа 2010 года, выступая на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул: «Мы с вами сегодня рассматриваем тему, имеющую непреходящее значение для развития страны, тему образовательную, приоритеты профессионального образования, которые влияют на развитие нашего государства, на развитие экономики, социальной сферы».

Глава государства определил приоритеты государственной политики в области профессионального образования. Общая цель государства, бизнеса и учебных заведений состоит в формировании интегрированных научно-образовательных структур, обеспечивающих высокое качество подготовки кадров всех уровней в соответствии с потребностями реального сектора экономики; внедрение в учебный процесс научных инноваций; непрерывность образования, взаимодействие вузов с промышленностью.

На базе ведущих вузов отрасли должны быть сформированы мощные инновационные комплексы, готовые к реализации двухуровневой модели высшего профессионального образования и переходу в автономные учреждения.

— Каковы факторы, как ускоряющие, так и замедляющие этот процесс?

— Более двух веков система транспортного образования успешно работает в интересах государства и никогда не давала сбоев. Модернизация этой системы всегда проходила при поддержке государства и транспортных предприятий.

Напомню, что по инициативе и под руководством Минтранса прошел первый этап модернизации, в ходе которого за счет вертикальной и горизонтальной интеграции отраслевых вузов, техникумов и колледжей было сформировано 19 университетских и академических образовательных комплексов.

Руководство Минтранса, крупнейших транспортных компаний и ректорский корпус выступили единым фронтом, когда встал вопрос о сохранении специалитета для основных транспортных специальностей.

Надежная система государственно-частного партнерства плюс развитая учебно-лабораторная база и высокий научно-педагогический потенциал вузов транспорта — надежная база для инновационного развития системы отраслевого образования.

Что же касается замедляющих факторов, то их проблемное поле характерно для всех вузов страны: реформа российского образования, демографический спад, последствия экономического кризиса. Надо учитывать также, что для перестройки деятельности даже самого развитого вуза необходим какой-то переходный период. Главное, чтобы он не затянулся, не привел к кризисным последствиям, а стал временем подготовки, концентрации сил для решения задач, поставленных Президентом и Правительством страны.

Уверен, что транспортные вузы успешно впишутся в эту схему.

— Вы упомянули о первом этапе модернизации системы транспортного образования. Предстоит и второй этап?

— Он уже идет полным ходом, что можно проследить на примере МИИТа.

В начале 2009 года — в момент создания нашего университетского комплекса в его состав входило 45 филиалов и 9 представительств. За счет ликвидации малодеятельных структур сегодня в составе МИИТа 37 филиалов ВПО и СПО. В этом году их число сократится до 29, при этом в восьми городах объединенные филиалы будут реализовывать программы как ВПО, так и СПО. На базе этих филиалов планируется создание региональных институтов инженеров транспорта.

В новом режиме заработал Научно-образовательный центр (НОЦ) МИИТа. Перед ним поставлена задача объединить усилия университета, НИИ, научных сообществ, бизнеса и других участников инновационного процесса по критическим технологиям научных исследований. Конечная цель диктуется политикой государства - обеспечить надежное воспроизводство специалистов, педагогических и научных кадров для инновационного развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения.

Модернизация предусматривает и новый уровень качества образовательного процесса: внедрение инновационных образовательных технологий; информационные обучающие технологии; открытие новых, востребованных транспортом, специальностей; внедрение в учебный процесс результатов научных исследований и т.д.

Если говорить о следующем шаге оптимизации системы транспортного образования, то он диктует создание укрупненных структур общетранспортного профиля. Здесь уже необходима интеграция образовательных структур разных видов транспорта. Этот процесс требует основательного, в том числе экономического, обоснования. Но одно, на мой взгляд, очевидно — транспортному образованию необходим системный интегратор, базовая структура для кадрового и научного обеспечения взаимодействия различных видов транспорта.

— Борис Алексеевич, внедрение новых Федеральных образовательных стандартов, судя по всему, проходило для транспортных вузов весьма болезненно.

— Уже говорилось, что вузы транспорта всегда были в авангарде государственной политики, в том числе и плане выполнения международных обязательств.

Поэтому мы считаем для себя аксиомой реализацию требований Болонской конвенции. Более того, мы к этому готовы, например, МИИТ (еще до внедрения новых образовательных стандартов) имел лицензии более чем на 40 бакалаврских и магистерских программ.

Но специфика работы отрасли требует для обеспечения эффективного и безопасного эксплуатационного процесса классических инженеров-специалистов. Первоначально это не было учтено на федеральном уровне.

Мы должны придти к общему пониманию с заказчиками. Ведь главное для отрасли — не реакция на непривычное наименование квалификации в дипломе, а высокое качество подготовки кадров.

Это основная задача вузов, к которой должны быть адаптированы программы бакалавриата и магистратуры в отраслевых вузах.

— Один из наиболее обсуждаемых вопросов в вузовской среде сегодня связан с возможностью перехода в автономные учреждения. Какова Ваша позиция, как Президента Ассоциации вузов транспорта?

— Здесь во главе угла должен быть индивидуальный подход. Каждый вуз должен четко определиться в этом вопросе и заручиться поддержкой учредителя. К тому же статус АУ надо еще заслужить, отвечая главным законодательным критериям его получения — гарантиями обеспечения в новых условиях качественного выполнение государственного заказа и высокого уровня предоставления образовательных услуг.

Но есть еще ряд дополнительных критериев, которые определяют степень развития вуза и его готовности к переходу в автономное учреждение: высокая конкурентоспособность вуза на рынке образовательных и научных услуг; инновационная учебно-лабораторная база; высокий уровень квалификации ППС; развитая система повышения квалификации персонала; тесные связи вуза с производством; высокий уровень (до 75 %) внебюджетных доходов; налаженная система бухгалтерского учета и управление финансами; современная система управления образовательным комплексом.

— Видимо, не все вузы России, а не только транспорта, отвечают этим критериям?

— Предлагаю встать на позицию государства по формированию и выделению инновационных университетов. Они должны стать основой системы подготовки высокопрофессиональных кадров для экономики России, центрами передовых образовательных технологий, научных инноваций, интеграции деятельности вузов и бизнеса и т.д.

Эти университеты будут получать государственную поддержку, но при этом должны, скажем так, самосовершенствоваться. Статус АУ дает такую возможность, в том числе за счет более свободного распоряжения внебюджетными доходами.

— Но вузы все-таки рискуют, решив претендовать на новый статус.

— Главный риск в том, что обратного пути в бюджетное учреждение с его преференциями уже не будет со всеми вытекающими последствиями. Но ведь государство не настаивает на переходе в АУ, а предлагает вузам альтернативу развития и дает время на раздумья.

Напомню, что в соответствии с 83 ФЗ с 1 января 2011 все вузы стали бюджетными учреждениями нового типа с нормативным финансированием образовательного процесса. При этом вузам дается, как минимум, год для принятия окончательного решения о переходе в АУ

— Судя по всему, МИИТ такое решение уже принял.

— Мы детально оценили свои возможности, риски и перспективы на Ученом Совете университета. Это было учтено нашим учредителем — Росжелдором, который принял решение считать для отрасли пилотным проектом переход в АУ МИИТа и Петербургского университета путей сообщения (ПГУПС).

Конечно, данный переход будет сопряжен с многочисленными проблемами организационного, правового и экономического характера, но мы твердо убеждены, что статус АУ в современных условиях определит дальнейшее развитие университета, повышение его престижа и доходов в интересах отрасли.