МИИТ
 MIIT > About the university > News and announcements
12.10.2017 09:08 

11 октября 2017 года Министр транспорта РФ Максим Соколов провел очередное заседание коллегии Министерства транспорта РФ


Как сообщает Пресс-служба Минтранса России, в ходе заседания были рассмотрены вопросы кадрового обеспечения транспортной отрасли и основные направления развития государственной гражданской службы в министерстве.

Открывая заседание, М. Соколов отметил, что Минтранс России уделяет особое внимание вопросу подготовки кадров для транспортного комплекса. Регулярно обсуждаются актуальные вопросы в формате селекторных совещаний в министерстве и на других площадках, ежегодно проходит Форум транспортного образования. В целях определения приоритетных задач транспортного образования была подготовлена Концепция развития транспортного образования до 2030 года, которая вызвала у экспертного сообщества множество дискуссий.

«Сегодня транспортное образование должно играть ключевую роль в обеспечении отрасли квалифицированными кадрами по новым, включая смежные, профессиям, — сказал Министр. — Хотелось бы поговорить о том, насколько отрасль сегодня обеспечена кадрами и понимаем ли мы, какие специалисты будут нам нужны в ближайшие 5 лет, ведь готовить их необходимо уже сейчас».

С основным докладом о кадровом обеспечении транспортной отрасли выступил заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов. По его мнению, транспортная отрасль остается и будет в дальнейшем одной из ведущих отраслей российской экономики в плане обеспечения занятости. На крупных транспортных предприятиях всех видов собственности по данным Росстата трудятся более 2 млн. 100 тыс. человек, не считая работников смежных производств, логистики и сферы обслуживания. Из числа транспортников более 1 млн. 100 тыс. человек – более половины – заняты на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности.

По словам замминистра, необходимо существенно повысить надежность прогнозирования потребности в кадрах и последующего планирования деятельности образовательных организаций. Кадровая политика должна строиться на опережение. «Нам надо иметь перед собой просчитанный горизонт минимум на 5-7 лет, а лучше и на 10 лет», — подчеркнул С. Аристов.

Потребность в кадрах на транспорте стабильная на перспективу, несмотря на естественный процесс оптимизации численности персонала, связанный с техническим перевооружением. Мировые тенденции и прогноз, сделанный учеными, показывают, что занятость на магистральном железнодорожном транспорте имеет тенденцию к уменьшению, на автомобильном – к росту. Отрасль привлекательна для персонала.



С. Аристов отметил наметившуюся тенденцию к росту требовательности работодателей к квалификациям, предпочтению специалистов с высоким уровнем технических знаний. В крупнейших компаниях растет доля специалистов с высшим образованием, в том числе и тех, кто получает второе высшее образование. Как следствие, снижается доля работников со средним профессиональным образованием.

Подготовка новых специалистов осуществляется преимущественно в вузах, подведомственных Минтрансу России и федеральным агентствам, которые в полной мере реализуют подготовку требуемой специфики. С. Аристов привел характерный пример: из числа вакансий, открытых для выпускников образовательных организаций, почти все в Совкомфлоте и ОАО «РЖД» заполняются выпускниками подведомственных вузов.

Активно осуществляется дополнительное профессиональное образование. Только в подведомственных вузах в 2016 году обучились по дополнительным профессиональным программам более 187 тысяч работников, из них более 34 тысяч руководителей. В целом, констатировал замминистра, количественно потребности отрасли удовлетворяются в полном объеме.

«Нам стоит задуматься не только о массовом обеспечении кадрами рабочих мест, но и о подготовке единичных высококвалифицированных специалистов – экспертов и исследователей в областях технологического прорыва. Беспилотники, интеллектуальные транспортные системы, новейшие материалы, технологии «умных вещей». Эти специалисты должны стать тем интеллектуальным двигателем, который будет двигать нас вперед», — сказал С. Аристов.

Об основных направлениях развития государственной гражданской службы в Министерстве транспорта рассказал Директор Административного Департамента Константин Пашков. По его словам, в основном структурные подразделения министерства укомплектованы от 90 до 100 %. Средний возраст государственных гражданских служащих министерства составляет 37 лет, что моложе в сравнении с 2012 годом на 2 года. 36% аппарата имеет стаж государственной гражданской службе от 5 до 15 лет, что говорит о том, что в аппарате сформирован так называемый «костяк», имеющий достаточный опыт в сфере государственного управления, который эффективно использует кадровый потенциал аппарата. Все это говорит о высоком профессиональном уровне аппарата Минтранса России, резюмировал К. Пашков.

С 2016 года в целях проведения объективной оценки соответствия претендента квалификационным требованиям при проведении конкурса на сайте Министерства транспорта РФ успешно внедрено онлайн анкетирование и онлайн тестирование претендентов с оценкой базовых знаний и умений в области русского языка, правовых знаний основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и о противодействии коррупции, а также информационно-коммуникационных технологий. Тестирование проводится с использованием рекомендованного Минтрудом России комплекта тестовых заданий и позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки.

На сегодняшний день в этих процедурах приняли участие 432 кандидата. К. Пашков отметил, что проведение конкурсов на включение в кадровый резерв позволяет своевременно замещать вакантные должности, не ожидая следующего конкурса.

С целью реализации нового подхода к профессиональному развитию государственных служащих в этом году в Министерстве дан старт Адаптационному курсу обучения государственных служащих силами сотрудников Министерства. Обучение организовано для сотрудников впервые или вновь назначенных на должность государственной гражданской службы, который позволит ускорить процесс профессиональной адаптации и эффективности служебной деятельности. В целях привлечения на работу в Министерство выпускников транспортных образовательных учреждений реализуется проект «День открытых дверей Министерства транспорта Российской Федерации», где в ходе презентации рассказывается о каждом структурном подразделении аппарата, о деятельности и полномочиях министерства, о перспективах развития. В рамках этого проекта происходят встречи студентов с руководством департаментов, планируется прохождение практики, обсуждаются темы курсовых и дипломных работ, даются разъяснения по порядку поступления на госслужбу в Минтранс России. По результатам этих встреч кадровой службой формируется база данных на выпускников Московских транспортных ВУЗов. Ежегодно в министерстве проходят практику около 50 студентов транспортных и не только образовательных учреждений.

Выступление президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Российского университета транспорта (МИИТ) Б.А. Лёвина было посвящено новым задачам образовательного комплекса по кадровому обеспечению и научному сопровождению реализации стратегии транспортной отрасли.

Эти задачи носят системный характер, для их решения нужны новые механизмы, такие как:

- организация на базе РУТ (МИИТ) работы по мониторингу состояния, анализу, форсайту и прогнозированию потребностей в кадрах транспортного комплекса;

- координация развития на базе вузов при активном участии работодателей центров развития и сопровождения профессиональной карьеры выпускников;

- формирование на базе РУТ экспертно-аналитического центра транспорта (аналитическая поддержка решения Минтрансом РФ системных вопросов, мониторинг инноваций, прогнозирование потребностей научного сопровождения, участие в разработке транспортных стратегий, программ, крупных инфраструктурных проектов).

- развитие и расширение единой электронной транспортной библиотеки;

- формирование единого учебно-методического центра;

- создание и реализация общеотраслевых программ ДПО (транспортная безопасность, управление региональными и городскими транспортными системами).

При этом одним из приоритетов деятельности РУТ (МИИТ) и других отраслевых вузов является создание новых компетенций за счет интеграции науки и образования.





Фото Алексея Трошкина



источник: Пресс-служба Минтранса России; отдел по связям с общественностью