Система целевой подготовки кадров на железнодорожном транспорте отвечает интересам отрасли и государства
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провёл селекторное совещание «О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма» с участием:
- Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец;
- Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой;
- Министра юстиции РФ А.В. Коновалова;
- Министра финансов РФ А.Г.Силуанова;
- Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой;
- Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина;
- Статс-секретаря-заместителя Министра транспорта РФ С.А. Аристова;
- Руководителей Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы;
- Глав российских регионов;
- Ректоров ведущих отраслевых вузов России.
В совещании принял участие Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ Б.А. Лёвин.
О важности для государства рассматриваемого вопроса говорил Д.А. Медведев и все выступающие.
Главная задача федеральных властей, глав регионов, работодателей, отраслевых вузов обеспечить: подготовку кадров с учётом потребностей отраслей, субъектов РФ; рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на целевой приём; соблюдение социальных интересов молодых специалистов.
С максимальной эффективностью эти задачи решаются уже много лет в формате целевой подготовки специалистов вузами железнодорожного транспорта для холдинга «РЖД». Об этом свидетельствует выступление Б.А. Лёвина.
Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина:
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемый участники совещания!
Система целевой подготовки на железнодорожном транспорте действует с 1978 года и является уникальным механизмом кадрового обеспечения отрасли.
Спецификой деятельности железнодорожного транспорта является большое количество линейных предприятий и значительная их территориальная разбросанность по всей сети дорог России. В этих условиях укомплектовать специалистами линейные предприятия, особенно удаленные, возможно только из числа местных жителей, командировав их на учебу по целевым направлениям предприятий.
Ежегодно в вузы отрасли по направлениям ОАО «РЖД» поступает около 8,5 тысяч человек (ВО – около 5 тысяч человек, СПО – 3,5 тысяч человек.
Из них по специальностям железнодорожного профиля (например, в 2016 году) - более 95%.
Предприятия холдинга сами отбирают претендентов на целевые места, а вузы на местах организуют их довузовскую подготовку, целью которой является получение знаний, необходимых для продолжения обучения в вузе.
Общий контингент студентов-целевиков ОАО «РЖД» в настоящее время составляет более 39 тысяч человек (24,5 тысяч – ВО, 14,6 тысяч – СПО).
Договор о целевом приёме заключается между студентом, вузом и работодателем.
Неисполнение обязательств по договору (неявка для трудоустройства) влечёт ответственность в форме возмещения предприятию расходов (от 180 до 300 тысяч рублей в зависимости от срока обучения).
Система целевого приема и целевого обучения имеет ряд очевидных преимуществ для холдинга РЖД:
- возможность для предприятий направлять на обучение молодых людей, желающих работать на железнодорожном транспорте, преимущественно из местных жителей и представителей отраслевых династий;
- обеспечение гарантированной укомплектованности штата;
- проведение производственной практики на оплачиваемых рабочих местах на предприятиях;
- выполнение курсовых и дипломных работ на темы, согласованные работодателем;
- участие работодателя в учебном процессе, в оснащении учебно-лабораторной базы вузов современным оборудованием;
Преимущества системы целевой подготовки для студентов – будущих молодых специалистов:
- возможность прохождения довузовской подготовки;
- зачисление по отдельному конкурсу;
- дотации предприятий для получения дополнительного образования и социальных услуг;
- гарантия трудоустройства после окончания обучения (трудоустройство целевиков составляет около 100 процентов);
- мотивация лучших студентов (доплата к стипендии, участие в молодежных проектах, проводимых работодателем, и т.д.), направление в магистратуру, аспирантуру.
Система целевой подготовки на железнодорожном транспорте выгодна в целом для государства и способствует:
- эффективному использованию бюджетных средств, так как заказываются только востребованные производством специалисты;
- оптимальному планированию контрольных цифр приема по регионам и специальностям;
- обеспечению трудового баланса регионов.
Говоря о целевой подготовке, прошу акцентировать внимание на существенное различие на первый взгляд похожих терминов: целевой приём и целевое обучение.
Целевой прием – подбор кандидатов и направление их на обучение самим работодателем.
Целевое обучение – отбор студентов из числа уже поступивших в вуз или колледж и заключение с ними договора работодателем.
Разница в содержании названных понятий показывает, что наиболее эффективным для транспортной отрасли является именно целевой приём, гарантирующий, практически полное укомплектование предприятий.
После вступления в силу в 2013 году ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целевой приём отменён на программы среднего профессионального образования.
В результате преимущество при поступлении в учебные заведения отрасли имеет молодежь из крупных городов, а не их сверстники с линейных станций, которые стремятся к работе на железнодорожных предприятиях и готовы вернуться после обучения в свои регионы.
Следующий проблемный вопрос связан с тем, что целевой прием по программам высшего образования для потребностей бизнеса возможен только для компаний с государственным участием. В условия холдинговой структуры Российских железных дорог это накладывает значительные ограничения на дочерние и зависимые общества компании.
Необходимо остановиться на вопросе целевой подготовки специалистов для экономического и правового блока. Отраслевые вузы успешно готовят для транспорта таких специалистов, а также специалистов в областях менеджмента, логистики, управления персоналом, сервиса и туризма и т.д.
При этом названные специалисты и глубоко владеют знаниями в сфере работы железнодорожного транспорта.
Сегодня Минобрнауки России рекомендует работодателям организовывать обучение в профильных неотраслевых вузах. Однако они не готовы обеспечить целевой приём в соответствии с потребностями транспортного бизнеса, а «классические» экономисты, юристы и т.д. сложно адаптируются на транспорте.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, выражая общую позицию работодателей и вузовского сообщества в сфере транспорта, прошу Вас дать поручения причастным о проработке вопросов:
- восстановления на законодательном уровне целевого приёма на среднее профессиональное образование;
- распространении системы целевого приема на дочерние и зависимые общества;
- восстановления в соответствии с потребностями работодателей бюджетного приёма в отраслевые вузы по экономическим, юридическим и гуманитарным направлениям подготовки».