РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > News and announcements
19.05.2011 16:50 

Инна Завалишина. Как говорил Форрест Гамп: Свобода свободе рознь


Очень часто приходится слышать такие неразумные и при этом всегда такие самоуверенные вещи: Школа станет нормальным местом для учёбы только тогда, когда у неё отберут функцию воспитания; я не хочу, чтобы какие-то учителя, чужие тётьки-дядьки воспитывали моего сына, я хочу его сам в своей семье воспитывать.

Во-первых, это слова человека, слабо себе представляющего, что такое процесс образования. Такие люди к своему невежеству даже не подозревают о том, что процесс образования состоит из двух неотделимых как инь и янь половинок – это 1) приобретение знаний, формирование и развитие навыков и 2) это приобретение понимания того, как, зачем, почему, где, когда их применять (а это-то и есть воспитание – формирование мировоззрения человека, т.е. понимания мира и своего места в нём, того, зачем и как применять полученные знания, как жить).

Инна Завалишина Молодой московской учительнице Инне Завалишиной хватило несколько лет работы в столичных школах и детских садах, чтобы навсегда разочароваться в педагогическом сообществе. На свои деньги она издала книгу Ненавижу школу. Жанр можно определить как записки из учительской. Подробнее – в эксклюзивном интервью GZT.RU

Во-вторых, воспитание – это вообще не функция, которую можно кому-то подарить или отобрать – это неотъемлемый процесс жизни ребёнка. Больше всего ребёнок воспитывается не словами, а тем, что его окружает, наглядными примерами, положениями вещей и поведением окружающих. Поэтому умному родителю, если он хочет, чтобы его ребёнок воспитывался только семьёй – придётся держать того под замком и никуда не выпускать. Как дитя вышло на улицу или включило радио или телевизор – всё, что он видит и слышит, все, с кем вступает в общение, – всё это его воспитывает.

Школьная дисциплина и командный тон многим кажутся синонимами. Хотя это не та Источник (c) РИА Новости/ Илья Питалев

И третье, что хочется сказать таким продвинутым родителям – это то, чтобы они были готовы к тому моменту, когда вдруг их мечты сбудутся, и когда сидящий за одной партой с их ребёнком недовоспитанный в своей семье Коленька будет при молчаливом невмешательстве чужой тётьки-училки бить их сына стулом по голове. Учительница потом скажет приехавшим из больницы родителям: Это не моя функция, я за воспитание и поведение из него вытекающее не отвечаю! Всё в семье! Ещё одна всё более распространяющаяся мысль. Я не выношу школьной дисциплины, командного тона, если бы я в школе работала – я бы детям разрешила делать всё, что они хотят. Как мы любим смешивать всё в кучу: командный тон с дисциплиной, когда последнее может быть и без командного тона, а вполне в дружелюбной форме. Нет, нам не нравится командный тон, значит, долой и дисциплину, и все правила поведения заодно!. – Правильно, не надо правил и ограничений, не надо направлять, воспитывать – пусть дитё растёт в свободе: хочет пальцы в розетку совать – пусть суёт, хочет химические опыты над папой, пока тот спит, проводить – пусть экспериментирует, познаёт мир – будущий академик! Не надо ограничивать свободу ребёнка!

И ведь всё серьёзно – теперь целые движения за воспитание детей в полной свободе. И их ряды пополняются каждый день. У нас же теперь свобода превыше всего. Не добро, любовь и красота, а свобода: хочу – иконы порублю, хочу – собаку убью в целях художественного акта самовыражения. А то, что это причиняет кому-то зло, боль, страдания или вызывает в ком-то зло, желание ответного зла – мести – плевать. А, может, именно этого мне и надо – зла!. Надоело ваше добро (а также самодисциплина, воспитание, мораль, нравственность… и пр. устаревшие, не модные ценности) – скукота. Зло веселей! Хочу над учителем поиздеваться – имею право, это моя форма протеста, или просто моего личного веселья, самовыражение такое, ха-ха-ха!!! Я же свободная личность.

Теперь от каждого второго родителя слышишь: Ну вот он у меня такой, ну ничего не хочет (кроме компьютерных игр), я же не буду его заставлять в бассейн ходить, книги читать… Но почему-то когда эти нехотелки попадают (редко) к хорошему педагогу, который направляет, а то и заставляет – они начинают хотеть чего-то помимо чипсов и даже радуются процессу. Прямо какие-то чудеса в решете! Ну, а если детям нравится кока-кола и чипсы – как же им запретить! Они же так просят! А наркотики не пытались детям давать – я думаю, они им тоже понравятся, и ой как ещё попросят! А ведь этот пресловутый нездоровый фастфуд, все эти колы и чипсы, кровавые компьютерные игры и фильмы, молодёжные сериалы и передачи для подростков про геев (попробуй и с теми и с другими – только так ты можешь определиться, кто ты: гетеро, гомо или би…), да на любимом молодёжном телеканале – всё это и есть наркотики для детей. Современные родители не могут отказать детям в таком удовольствии – добренькие родители.

А теперь два очень актуальных вопроса: почему очень многие дети сейчас не хотят учиться и почему хулиганят в школе, издеваются над одноклассниками и учителями? Фактор плохого преподавания опустим, потому что и в былые времена эта проблема существовала, но такого массового агрессивного поведения и демонстрируемого наплевательского отношения к учёбе, к школе не было. Ключевой фактор – это современная среда, информационное пространство и общество, в котором растут дети.

С развитием информационного общества у детей появилось новое развлечение: снимать школьные драки и выкладывать записи в Интернет Источник fulater1original

Современный ребёнок растёт в обществе, где с утра до ночи и до бесконечности каждый день царит Чёрный Бумер: в песнях, клипах, фильмах, сериалах, компьютерных играх. Дети, как губка, впитывают этот поток скотства, напитываются этим мироощущением, копируют эти модели поведения и реализуют их в своей жизни. Школа с её так непохожими на повседневную жизнь современного человека, ребёнка – поэзией, древнегреческими мифами, теоремами и такими теперь устаревшими правилами дисциплины – вызывает у подростков неприязнь, циничный смех, а школьные правила для ребёнка, который собственными глазами видит, что в жизни правила совсем другие: безнаказанность, всё покупается и продаётся и т.д., – вызывают отторжение и сопротивление.

Ребёнок, заваленный развлекаловкой плохого качества и низкого уровня, не может (лишен способности – она в нём была при рождении, но убита таким социумом) любить учиться, любить школу, где нет места привычным ему развлечениям, где нужно стараться, работать, вести себя соответствующим образом, он не хочет всего этого. И, будучи воспитан (распущен) средой развлечений, он идёт по простому пути – превращает школу в ещё одно пространство для собственного развлечения. Почему их шутки перерастают в издевательства, а то и убийства? Потому что фильмы и мультики, которые они с утра до ночи смотрят – пропитаны насилием, садизмом, поданным в форме развлечения, и в т.н. научной форме – поэкспериментируй, узнай, как далеко можно зайти, где окружающие – это уже не такие существа, как ты сам, а предметы для твоих утех и опытов, живи по полной, не дай запретам и ограничениям мешать полноте твоей жизни... Да и что спрашивать с подростка, нахулиганившего в школе, если признанный, известный на всю страну культурный деятель, оскароносный режиссёр бьёт ботинком в лицо скрученного охранниками человека. Это и учит детей как раз тому, что раз я известный и богатый – мне можно всё!

Цензура? О, это страшное слово! А вот английские лорды почему-то в отличие от нас её не боятся, их дети учатся в самых дорогих учебных заведениях с жёсткой дисциплиной и цензурой. А если вы против цензуры, тогда как вы можете тревожиться тем, что сейчас происходит в школах? То, что там происходит – это прямое следствие того свободного информационного и жизненного пространства, той бесцензурной среды, в которой дети живут и растут. Вас смущают ограничения цензуры, а правила дорожного движения и дорожные знаки? Ну, мы же взрослые люди, зачем нам насаждать какие-то ограничения – долой правила дорожного движения!

Два способа искалечить ребёнка морально: 1) несправедливое обращение с ним и 2) вседозволенность. Причём когда они имеют место быть в жизни ребёнка одновременно: вокруг в обществе вседозволенность, а в школе или дома есть взрослый, который регулярно обижает, пользуясь своим превосходством – это гремучая смесь, отравляющая сознание ребёнка.

Дети английских лордов учатся в учебных заведениях, где с дисциплиной все в порядк Источник Mark Draisey Photography

Не вседозволенность нужна детям, а любовь и ответственность взрослых, находящихся рядом с ними. Скажу более – предоставление полной свободы сродни равнодушию для ребёнка. Спросите у детей алкашей, совершенно свободных от воспитания (алкаши их не воспитывают, не проверяют дневник, не заставляют делать домашнее задание, не спрашивают где, с кем и до скольки гуляли, что кушали и кушали ли вообще…) – счастливы ли они от этой полной свободы? Нет, они не счастливы и мечтали бы, чтобы эта свобода заменилась любовью и заботой.

Элементарное воспитание стало вдруг называться давлением!, не принимая в расчёт того, что способность к самодисциплине и дисциплине поведения человека в жизни – это врождённое природное качество (которое с возрастом может быть развито или, наоборот, подавлено), позволяющее человеку обеспечить себе безопасность, и что ооочень важно – научиться правильно взаимодействовать с окружающими – в сотрудничестве, а не в противостоянии: кто кого.

Границы – это нормально, вот в чём дело! Вы же не протестуете, что вас в движении ограничивает земное притяжение – ограничивая вас, оно же и даёт вам возможность жить на земле, а не улететь в космос. Самоограничение – это необходимая способность. Если не хочешь, чтобы другие и пространство ограничивали тебя – посадили в тюрьму или дали в ответ по башке – ограничивай себя сам. Ребёнок, растущий в обществе вседозволенности, размытых границ, их отсутствия и перевёрнутого что такое хорошо и что такое плохо – это изуродованный калека, лишенный возможности развить свою способность самоограничения и свою способность успешно наладить мирные взаимоотношения с окружающим миром, с другими людьми и т.д.

Свобода – это не священная корова, это джин, которого может сдержать только понимание, для чего она нужна. Свобода – это не самоцель, а средство. Она может делать и зло (что мы и наблюдаем вовсю), хотя нам упорно вдалбливают, что она – безоговорочная добродетель. Да и свобода ли это вообще?! Ребёнок, а потом он же подросток, а потом он же взрослый, который не может отказать себе в просмотре садистского ужастика с гамбургером в руке – совсем не свободен (хотя сам-то он уверен в своей свободе: Хочу и смотрю!). Наоборот, он уже раб своих прихотей, привычек и слабостей, раб своей системы свободных ценностей. Это называется не аналитическое (свободное) мышление, а догматическое. Псевдохудожник, не могущий удержаться не снять трусов на выставке или не снять на камеру чьи-то половые органы – не свободен, он зависим от своего желания доказывать себе и окружающим, какой он смелый и чихал на нормы морали! Это не свобода. Свободный человек – это человек, который может себе позволить обойтись и без этого, и даже не захотеть оного.

Самому ребёнку – без подсказок и навязывания из вне – не взбрело бы и подумать о недостатке свободы: ребёнок в принципе от рождения чувствует себя свободным, и даже стоя наказанным мамой в углу, он не теряет своей внутренней свободы (обидеться он может, если его несправедливо наказали, а если он понимает, что провинился и заслужил, он спокойно отстоит в углу и с чистой совестью побежит играть). И сидение за партой на занятии тебя нисколько не ограничивают – когда тебе интересно это занятие. Свобода человека, прежде всего, – внутри, а не в виде набора формальных признаков. Это внутреннее чувство. Между тем детям упорно вдалбливается, что свобода – это право не слушаться и делать наоборот, свобода – это право не делать домашнее задание, свобода – это право послать кого-то на… свобода – это право делать то, что им запрещено: пить, курить, сквернословить… Идёт подмена жизненных ценностей: хорошо – то, что плохо.

И это в самом что ни на есть псевдосвободном нашем обществе: ты не можешь принимать полноценное участие в устройстве жизни страны, в которой живёшь, ты обязан платить налоги, средства, идущие в копилку, не подлежащую никакому контролю со стороны общества и т.д., зато ты можешь теперь смотреть порнуху, жрать продукты для стран вне зоны ЕЭС, делать аборт и класть ноги на стол... Ребята, вас купили, и очень задёшево. Очень дешево обходитесь вы и ваша свобода. А скоро вам дадут право на свободное потребление наркотиков (как в некоторых самых продвинутых странах), и тогда вами вообще будет очень легко управлять, зато, все будут такие свободные!

Такая свобода подросткам далась недорого Источник UrbanExtremeAndruxa

Мне жаль подростка, для которого свобода – это пить пиво на уроке алгебры, и девчонку, для которой свобода – это право носить в школе пирсинг. Не только потому, что она глупенькая и не понимает, что это небезопасно. И не только потому, что это никакая не свобода, а попугайничанье: ведь пирсинг и вседозволенность на уроке – это всего лишь калька с того, что они подсмотрели на Mtv, и теперь послушно копируют. Мне жалко их оттого, как мало им нужно свободы! Мне, например, нужно гораздо больше. Мне нужна свобода от чьего-либо права собственности на землю, на воду, на леса. Мне нужна свобода от браконьеров и тех, кто их крышует. Мне нужна свобода от политиков, ставящих свои интересы выше жизни и благополучия обычных людей. Мне нужна свобода от войны и насилия. Мне нужна свобода от лжи, клеветы, в том числе в СМИ. Свобода от своих слабостей и недостатков. Мне нужно очень много! И при этом я спокойно могу не класть ноги на стол и жить без пирсинга.

  Как говорил Форрест Гамп: Свобода свободе рознь (полная версия)