РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > Our people > We are proud of them

Почетный член Института путей сообщения Н.Е.Жуковский


Жуковский

Жуковский Николай Егорович (1847-1921) – профессор Московского университета и Императорского технического училища, академик РАН (1917), основатель ЦАГИ (1918). Автор многочисленных трудов по различным разделам математики и механики, теории авиации, астрономии.

Этот уникальный исследователь заявил себя в первую очередь как основоположник экспериментальной аэродинамики, российской практической авиации, однако его интересы во многих сферах знаний, в том числе и транспортной науке, были куда как более разнообразны. Ниже публикуются его работы, посвященные автомобилям и локомотивам.

Плоды его научной деятельности огромны и хорошо известны. Ученый никогда не утрачивал ощущения времени, перемен, движения, интереса к изучению наук.

Проблемы астрономии переплелись в обширном списке его работ с изучением закономерностей движения подпочвенных вод, анализ полетов на аппаратах тяжелее воздуха с исследованиями прочности движения, внимание к трению в машинах соседствовало с попытками вскрыть тайны движения соков в растениях.

Размышления Н.Е.Жуковского о судьбе русской науки, беседы с Менделеевым, Столетовым, Бредихиным, Крыловым, Тимирязевым вылились в страстную речь «О взаимовлиянии науки и техники», произнесенную 15 декабря 1902 года на торжественном заседании Политехнического общества.

— Было время, — говорил Жуковский, — когда наука чуждалась практических приложений и для своего развития мало нуждалась в технических средствах, когда философ стремился закрыть глаза на внешний мир, чтобы лучше углубиться в истину, а исследователь природы мог открывать ее величайшие законы, наблюдая падения тел с наклонной башни и определяя время колебаний маятника по биению собственного пульса. Тогда на техника смотрели, как на ремесленника, обладающего навыками и секретами некоторых производств.

Но это время давно прошло. Завладев основными законами природы, человеческий ум углубился в более тонкие явления, требующие для своего изучения обширных технических приспособлений. Нам необходимы теперь цейсовские микроскопы, благоустроенные астрономические обсерватории Лиина, лаборатории с целым арсеналом точных аппаратов и т.д. Успех научного исследования зависит теперь, кроме остроумия исследователя, еще от возможности производить опыты в колоссальных размерах — с мощными магнитными полями, в опытных бассейнах и т.д. Техника давно познала высокую цену науки и ее влиянию обязана своим современным блестящим развитием.

Наши быстроходные машины конструируются на основании данных динамики. Механическая теория теплоты создала современные типы машин. Колоссальный успех электротехники обязан ее самой meсной связи с тонкими научными исследованиями по электричеству. Химия анилина и нефти создала целые технические производства. С другой стороны, само машиностроение и технические производства накопили богатый материал для дальнейших научных исследований, на основании которых могут быть разрешены все возникающие новые вопросы техники. Эти вопросы часто упреждают науку, которая не имеет возможности, по имеющимся данным, дать требуемый ответ. Тогда технику представляется два пути. Один из них, наиболее рациональный, заключается в приноравливании технического выполнения к имеющимся научным данным, подобно тому, как строитель моста выбирает определенно-статическую систему для того, чтобы не выйти из точных данных в расчете. Мне вспоминаются слова В.Л.Кирпичева, который говорил, что для инженера нет неразрешимой задачи. Он понимал это в том смысле, что от инженера зависит повести решение практического вопроса так, чтобы опереться на несомненные научные данные.

Едва ли кто станет оспаривать благотворное влияние науки на технику, но могут найтись идеалисты-ученые, которые в сближении науки с техникой будут видеть принижение науки. Для них ученый, бескорыстно изучающий вавилонские надписи, будет представляться более возвышенным, нежели натуралист, исследующий филлоксеру. Но я думаю, что если речь идет об истинных служителях науки, то тем и другим руководит одна и та же потребность познания истины и раскрытия сокровенного. Всегда в груди человеческой будет гореть этот святой пламень, всегда человек будет задаваться вопросами, выраженными в прекрасныхстихах поэта:
Что там, за гранью конечной,
Что там в сиянии звезд златых?

Всегда для удовлетворения этой потребности будут строиться дворцы обсерватории и создаваться храмы науки. И техника со своей необъятной мощью будущего всегда будет служить той потребности...

В 1911 году Техническое училище в Москве вручило Жуковскому диплом и золотой значок почетного инженера «honoris causa». Институт путей сообщения избрал его своим почетным членом.

В годы военной и послевоенной разрухи тяжелейшим участком был транспорт. Чтобы разжечь потухшие топки паровозов для перевозки грузов для армии и народного хозяйства, требовалась помощь специалистов. На одном из совещаний железнодорожников была выдвинута идея учреждения в России экспериментального института путей сообщения. 18 апреля 1918 года институт начал свое существование. Жуковский, не прекращая работы в авиации, сотрудничает с путейцами, принимает участие в совещаниях, решавших судьбу наземного транспорта.

В это время им написаны труды «Работа (усилие) русского сквозного и американского несквозного тягового прибора при трогании поезда с места и начале его движения», «Сила тяги, время в пути и разрывающие усилия в тяговом приборе и сцепке при ломаном профиле», «Колебания паровоза на рессорах».

Последняя из названных работ включена в публикуемую подборку вместе с материалом о динамике автомобиля. Академику Жуковскому были одинаково интересны механизмы движения самых разных транспортных средств. Его «сила тяги» к ним, образно говоря, была явно не меньше, чем у самих машин, которые он изучал и помогал конструировать.

К динамике автомобиля: DOC документ MS Word