МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> ГИ >> Кафедра "Сервис и туризм"

Направления (профили) набора студентов кафедрой "Сервис и туризм" в 2015 году: PDF

Развитие сервисных и туристических услуг на железнодорожном транспорте является одним из наиболее динамичных и перспективных направлений деятельности железных дорог 21-го века. Вопросы подготовки профессиональных кадров занимают важное место в общей стратегии развития сервиса и туризма на железнодорожном транспорте.

Кафедра «Сервис и туризм» создана приказом ректора университета от 6 июня 2001 года № 253/а в рамках существовавшего ранее Отделения сервиса и туризма.

Отделение сервиса и туризма было создано в соответствии с решением Ученого совета университета от 22 марта 2000 года, протокол №6 для удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах сферы сервиса и туризма на железнодорожном транспорте, прежде всего, для предприятий Московской железной дороги. Это отражено в лицензии Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства Образования Российской Федерации от 15.02.2000 года № 474).

Инициатором и организатором открытия Отделения сервиса и туризма явилась бывшая заведующая кафедрой романо-германских языков Лейбовская Наталья Абрамовна. Благодаря её огромной работе и усилиям в МИИТе было создано Отделение сервиса и туризма.

Презентация Отделения состоялась 30 августа 2000 года в VIP зале Казанского вокзала. По инициативе Натальи Абрамовны для ребят были изготовлены футболки с эмблемой новой специальности. На презентации присутствовали первый проректор МИИТа Виноградов В.В., руководитель Департамента пассажирских сообщений, член Коллегии МПС России Шатаев В.Н., заместитель начальника Московской железной дороги Синицын Н.Ф., представители Дирекции по обслуживанию пассажиров Московской железной дороги, Казанского вокзала, ЦК российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. В своих выступлениях гости подтвердили потребность в высококвалифицированных кадрах, владеющих широким спектром современных технологий в области сервиса и туризма, выразили готовность к сотрудничеству и оказанию поддержки.

1 сентября 2000 года в МИИТе началась подготовка студентов по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

С 2001 году кафедра является профилирующей по подготовке бакалавров по двум направлениям: 100400.62 ТУРИЗМ (профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг», профиль «Технология и организация транспортных услуг) и 101100.62 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (профиль «Гостиничная деятельность»).

С 2014 года – по направлениям БАКАЛАВРИАТА: 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (профили: Менеджмент гостинично-ресторанных предприятий; Менеджмент туризма); 43.03.01СЕРВИС (Сервис в торговле); 43.03.02 ТУРИЗМ (профили: Технология и организация транспортных услуг; Технология и организация туроператорских и турагентских услуг); 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (Гостиничная деятельность). Направлению МАГИСТРАТУРЫ (программы) 43.04.02 Туризм (Технология и организация транспортных услуг).

Коллектив кафедры состоит из штатных сотрудников Бавина Л.Г. (доцент, к.и.н), Глазков В.Н. (профессор, к.т.н.), Гайкалов С.И. (доцент, к.и.н.), Дургарян Л.А. (доцент, к.п.н), Иванов К.Ю. (доцент, к.т.н.), Клименков А.Н. (доцент, к.т.н.), Коробов Ю.М. (доцент, к.и.н.), Лайпанова А.М. (доцент, к.ф-м.н.), Мантрова А.В. (ст. преподаватель), Паньшин А.И. (доцент, к.с.н.), Раппопорт А.В. (доцент, к.и.н.), Курачева М.Е. (ассистент), Тихонова Т.Ю. (доцент, к.ф.н.), Хмелев В.В. (профессор, д.с.н) и приглашенных из других вузов и НИИ преподавателей и сотрудников – это Постылякова Ю.В. (Институт психологии РАН, доцент, к.п.н), Богданова Д.А. (Институт проблем информатики РАН, доцент, к.п.н), Лазаренко Л.В. (доцент, к.ф.н.). Кафедру возглавляет Загурская С.Г. (доцент, к.э.н).

С 2005 года кафедра подготовила девять выпусков студентов. Пять выпускников получили серебряный знак МИИТ.

Год выпуска200520062007200820092010201120122013 Итого
Общее количество студентов808081123128115121105114 947
Дипломы с отличием242925253129282226 239

11 дипломных работ участвовали во Всероссийских конкурсах квалификационных работ. 6 из них стали победителями в различных номинациях, 6 – отмечены грамотами. В 2008 году студенты в рамках президентской программы прошли годичное обучение в Канаде. В 2009 году – получали президентские стипендии, стали лауреатами Всероссийского фестиваля «ТранспАРТ-2009». В 2011 году – получали именные стипендии губернатора Московской области, в 2012 году – прошли обучение в Германии.

С 2003 года на кафедре «Сервис и туризм» совместно с Московской региональной дирекцией по обслуживанию пассажиров, Федеральной пассажирской дирекцией – филиалом ОАО «РЖД» ведется работа по повышению квалификации. За этот период было организовано повышение квалификации руководителей среднего звена и специалистов предприятий Дирекции по обслуживанию пассажиров Московской железной дороги, Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД». Среди слушателей групп повышения квалификации резерв начальников поездов в дальнем сообщении, заведующие билетными кассами, директора вагонов-ресторанов, проводники в международном сообщении и фирменных поездов.

Начиная с 2003 года, кафедрой организовано повышение квалификации 56-ти групп слушателей общей численностью 1426 человек.

Преподавателями кафедры разработаны рабочие программы по дисциплинам «Менеджмент транспортных услуг», «Организация сервиса и туристического обслуживания на железнодорожном транспорте», «Единая транспортная сеть», учитывающие специфику развития туризма на железнодорожном транспорте, особенности работы вокзалов по фирменному обслуживанию пассажиров.

Для обеспечения учебного процесса кафедрой формируется библиотека специализированной литературы по туризму и сервису и видеотека (по дисциплинам «Мировая культура и искусство», «Иностранный язык», «Организация сервиса и туристического обслуживания на железнодорожном транспорте», Основы индустрии гостеприимства).

Методическая база кафедры «Сервис и туризм» находится в процессе создания. К настоящему времени силами преподавателей кафедры издано 59 учебно-методических пособий.

Наряду с традиционными лекционными и практическими занятиями, проведением семинаров в практику работы кафедры вошло проведение выездных занятий по дисциплинам «Экскурсоведение», «Введение в специальность», «Мировая художественная культура», «Основы индустрии гостеприимства» и др.

При проведении выездных занятий организуются посещения различных музеев (музей-усадьба Коломенское, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музей слепков и др.), театров (МХАТ им А.П. Чехова, театр сатиры, театр на Малой Бронной, театр современной пьесы и др.). В рамках дисциплины «Выставочная деятельность» студенты непосредственно работают на тематических выставках «Образование и карьера», Московской международной выставке «Путешествия и туризм», Московской туристической выставке MITT. Выездные занятия являются хорошим дополнением учебного процесса.

При содействии российских железных дорог была организована учебная поездка на пригородном поезде «Экспресс» от Москвы до станции Козлова Засека с посещением усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне. Студенты смогли познакомиться с сервисным обслуживанием в поезде, и получить информацию о великом русском писателе при посещении музея Л.Н. Толстого.

С 2006 года кафедрой организовано двустороннее сотрудничество между Швецией и Россией в рамках программы «Шведский институт». Партнером кафедры в Швеции является Хвитсфельдская гимназия в г. Гётеборге - одна из старейших и наиболее уважаемая в Швеции образовательная школа, построенная в середине 16-го века. В 2006-2008 гг. состоялся студенческий обмен между студентами Гуманитарного института МИИТа и Хвитсфельдской гимназии. В Швеции побывало четыре группы студентов вместе с преподавателями в количестве около 60 человек.

Во время прохождения практики студенты имеют возможность в полном объеме познакомиться с организацией технологического процесса вокзальных комплексов, туристических фирм, гостиниц, страховых компаний. Они стажируются в дикторских на вокзалах, справочных бюро, в туристических фирмах студенты знакомятся с работой помощников менеджеров, помощников администраторов, экскурсоводов, руководителей туристических групп.

Часть студентов работают в составе студенческих отрядов проводников, вожатых, билетных кассиров в летний период.

Среди объектов практики представлены ведущие туристические фирмы фирмы — «Нева», «Санрайз-тур», «Tui», «Натали-турс», «Astravel», «Tez-tour», гостиницы «Marriott Tverskaya», «Балчуг Кемпински», «Ritz Carlton», «Novotel», «Holiday Inn», «Космос», «Измайловская», комплекс «Барвиха Luxury Village», рестораны, продюсерские центры, и др.

По итогам прохождения практики кафедра проводит студенческие конференции с приглашением руководителей туристских предприятий и других организаций, на которых проходит обмен мнениями студентов и руководителей предприятий по организации и результатам практики.

Формирование материально-технической базы занимает одно из важных мест в развитии кафедры «Сервис и туризм». За период деятельности кафедры учебные аудитории были оборудованы современной учебной и функциональной мебелью, аудио-, видеоаппаратурой, оргтехникой. Технические средства активно используются преподавателями при проведении занятий.

Традиционным направлением работы стало проведение студенческих научных конференций в рамках «Недели науки», а также по различным проблемам развития сервиса и туризма, в том числе на железнодорожном транспорте. Преподаватели и студенты кафедры принимают активное участие в международных научно-практических конференциях.

В рамках выполнения хоздоговорной научной работы кафедра «Сервис и туризм» по поручению Департамента пассажирских сообщений участвовала в реализации научно-исследовательских работ «Туристический сервис в инфраструктуре железнодорожного транспорта» и «Маркетинг услуг и туризма на железнодорожном транспорте».

В 2012 году кафедрой при поддержке Департамента образования г.Москвы реализован проект: «Узнай свой район», в 2013 году – «Узнай свой район, округ. Шаги по развитию гражданского патриотизма».

Студенческая жизнь – увлекательная и волнующая пора! Время молодости, новых знакомств, идей и побед. Наши студенты активно участвуют в фестивалях студенческого творчества «Миитовская весна», «День первокурсника», конкурсе на звание «Мисс и Мистер МИИТ», фотоконкурсе «Обложка года», КВН, конкурсе на лучшую учебную группу в университете и Гуманитарном институте.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и студентов. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Руководящим принципом кафедры является организация сотрудничества преподавателей и студентов, с использованием интерактивных метод обучения, таких как видеоконтент, справочные системы, а также схемы и диаграммы, нарисованные на сенсорных смарт-досках.

Использование мультимедийных средств при прочтении лекции, например, выведение на интерактивную доску нескольких правовых определений и сопровождение их соответствующими цветовым и звуковым оформлением, акцентирует внимание студентов на выявление отличий в этих определениях, сравнение характерных признаков, связывает воедино различные способы восприятия информации, активизирует зрительную, слуховую и ассоциирует память.

Кроме того студенты могут получить доступ к электронным интернет-ресурсам elibry.ru, russiatourism.ru, gks.ru, miit.ru

Мультимедийные средства, интернет-ресурсы, технические средства обучения значительно расширяют возможности образовательного процесса в высших учебных заведениях, способствуют интегрированию студентов в будущую профессиональную деятельность.