МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> ИУИТ >> Кафедра "Логистические транспортные системы и технологии"

Кафедра «Логистические транспортные системы и технологии».

Первые сведения об изучении курса "Коммерческая эксплуатация" студентами эксплуатационного факультета МИИТ относятся к 1928 г. В рамках программы этой научной дисциплины, в частности, изучались тарифы, международные перевозки и другие вопросы. Преподаватели, ведущие эти дисциплины вплоть до 1938 г., входили в состав кафедры "Эксплуатация железных дорог". После создания в 1931 г. в МИИТ холодильного факультета была организована кафедра "Хладотранспорт", которая располагала холодильной лабораторией (создана в 1929 г.). После объединения в 1935 г. холодильного факультета с эксплуатационным кафедра "Хладотранспорт" вошла в состав кафедры "Организация грузовой работы", была открыта аспирантура. Первым заведующим кафедрой был доцент А.Л. Барибан. Преподаватели кафедры "Организация грузовой работы» - доценты А.Л. Барибан, А.Н. Антошин, Н.В. Демьянков и В.И. Клейметов, ушли добровольцами на фронт. Доцент А.Л. Барибан погиб в 1941 году, защищая Москву.

Основными дисциплинами кафедры были «Коммерческая эксплуатация железных дорог», «Железнодорожные склады и механизация погрузочных и разгрузочных работ», «Хладотранспорт». В 1946г. вместо погибшего на фронте А.Л. Барибана заведующим кафедрой был назначен Г.П. Гриневич. В 1951г. это подразделение факультета было упразднено, а его штат и учебные дисциплины переданы на кафедру «Эксплуатация железных дорог». В 1958г. при объединении МИИТ и МТЭИ вновь была организована кафедра «Организация грузовой и коммерческой работы». Заведующим кафедрой стал профессор В.В, Повороженко. С сентября 1956 г. по сентябрь 1992 г. кафедрой руководил профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Анатолий Алексеевич Смехов. В 1992г. по 2003 г. заведующим был профессор Николай Евгеньевич Лысенко. С 2003 г. по 2010 кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Николашин Владимир Михайлович, при нем 1 сентября 2007 года кафедра получила новое название «Логистические транспортные системы и технологии».

Сегодня кафедрой руководит к.т.н., доц. Баскаков П.В., который, также, является генеральным директором ПАО «Трансконтейнер» и президентом созданного в 2014г. АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК). В состав кафедры входят учебные лаборатории «Грузовая коммерческая работа» и «Технология перевозок скоропортящихся грузов»; научно-исследовательская лаборатория «Грузовая и коммерческая работа» (НИЛ ГКР).

Начиная с 1938 года кафедрой подготовлены 6 докторов и более 100 кандидатов технических наук. В настоящее время на кафедре работают 4 профессора, 3 доктора и 15 кандидатов наук. Всего профессорско-преподавательский состав (штатные сотрудники, внутренние совместители, внешние совместители, почасовики) составляет более 20 человек.

Кафедра «Логистические транспортные системы и технологии» входит в число выпускающих кафедр и в рейтинге университета в 2013г. и 2014г. почетно удерживает 2 место. Кафедра выпускает бакалавров и специалистов по следующим специальностям и направлениям:

1. Специальность 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог»:

- специализация «Грузовая и коммерческая работа»;

- специализация «Операторская деятельность и экспедирование на железнодорожном транспорте»;

- специализация «Транспортный бизнес и логистика».

2. Бакалавриат 23.03.01«Технология транспортных процессов»:

- профиль «Транспортно-экспедиторская деятельность»;

- профиль «Международные перевозки на железнодорожном транспорте».

В учебном процессе необходимо постоянно держать «руку на пульсе» и своевременно реагировать на изменение экономической и социально-политической ситуации в стране и мире. В настоящее время условия преодоления мирового кризиса диктуют необходимость ускоренного развития инновационного потенциала общества, которое невозможно без открытия новых направлений, предложения новых решений. Технологическое перевооружение национальной экономики в настоящее время возможно только на базе интеграции образования, науки и бизнеса. Это относится и к инновационным образовательным программам, в первую очередь, в области логистических транспортных систем и технологий.

Для реализации стратегических задач по развитию транспортного комплекса и системы товародвижения России нужны не логисты широкого (экономического) профиля, а специалисты в области управления конкретными логистическими транспортными и производственными системами.

Формирование инновационных компетенций у студентов, происходит по следующим направлениям:

  • использование дисциплин по выбору (эффективная самореализация студентов);

  • применение кейс-метода в учебном процессе (разбор реальных бизнес-ситуаций и обучение студентов оценивать производственную ситуацию в целом и принимать конкретные решения для выхода из проблемной ситуации);

  • применение системы сбалансированных показателей;

  • использование структурно-логических схем в учебном процессе;

  • применение информационных технологий и компьютерной поддержки;

  • самостоятельная научно-исследовательская работа студентов.

Студентов-дипломников кафедры отличает глубокая проработка темы и отличная защита. Выпускники регулярно участвуют в конкурсах на лучший дипломный проект и занимают призовые места.

В настоящее время ведется подготовка специалистов с дополнительным (к высшему) профессиональным образованием по программе «Логистические системы и технологии доставки грузов». Программа рассчитана на 3 года, общим объемом - 600 часов, обучение начинается с 3-го курса.

С 2016-2017 учебного года кафедра ЛТСТ открывает новый профиль по бакалавриату и магистерскую программу по направлению «Менеджмент». Бакалавриат - «Интегрированные логистические системы и технологии на транспорте», магистратура – «Инновационные логистические технологии транспортных систем».

В рамках направления бакалавриата студенты будут изучать:

  • Логистические технологии водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта;

  • Транспортно-логистические центры, терминалы и хабы;

  • Логистические транспортно-грузовые системы;

  • Транспортно-складскую логистику;

  • Инфраструктура грузовых перевозок и др.

В рамках программы магистратуры студенты будут изучать:

  • Стратеги. развития транспортного комплекса;

  • Методы формирования современного транспортного продукта;

  • Интегрированнe. логистическую поддержку поставок продукции;

  • Управление инновационной деятельностью;

  • Инновационные технологии управления транспортно-грузовыми системами и др.

Учебный процесс на кафедре обеспечивают две учебные лаборатории. Лаборатория «Грузовая коммерческая работа» располагает современными аудиториями, оснащенными необходимым мультимедийным обеспечением для проведения занятий, также есть возможность превратить одну из них в компьютерный класс. Учебная лаборатория «Технология перевозок скоропортящихся грузов» располагает аудиториями, оборудованными холодильными установками для проведения лабораторных работ со студентами. Лабораторию уже много лет возглавляет профессор Панферов В.Н.

Кафедра занимается не только учебным процессом, но ведет и большую, научно-исследовательскую, проектную и инженерную работу в области логистики, грузовой и коммерческой работы и хладотранспорта, международных перевозок, информационных технологий, имеющую непосредственную связь с производством.

Ежегодно кафедра участвует в научно-практических конференциях проводимых университетом, таких как:

  • Неделя науки «Наука МИИТа – транспорту»;

  • Безопасность движения поездов;

  • «Trans-Mech-Art-Chem».

Также кафедра участвует и в других конференциях и выставках, проводимых в России и за рубежом.

В сферу деятельности научно-исследовательской лаборатория «Грузовая и коммерческая работа» входит разработка информационных технологий грузовой и коммерческой работы ОАО «РЖД». Безусловным успехом можно считать разработку и внедрение на всех железных дорогах и на всех уровнях управления ОАО «РЖД» «Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы» (ЕАСАПР). Система работает в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, в системе фирменного транспортного обслуживания, в хозяйстве корпоративных финансов, в структурных подразделениях Управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД», в структурных подразделениях ПАО «ТрансКонтейнер» и насчитывает более 15 000 пользователей.

В составе ЕАСАПР реализовано более 20 функциональных задач. Важнейшей из них является задача составления и учета всех видов актов и сопутствующих документов при перевозке грузов. В результате автоматизации сократилось время составления акта, повысилась их юридическая грамотность. Другим важным направлением системы ЕАСАПР является автоматизация претензионной работы ОАО «РЖД», ведение единого реестра всех претензий, возникающих в связи с осуществлением перевозок грузов.

Помимо этого разработаны и внедрены в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» такие системы как: «Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок» (АСКМ), «Автоматизированная система управления терминально-складской деятельностью» (АС ТЕСКАД) и многие другие. Всего более 20 наименований программных продуктов, повышающих качество грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте.

Таким образом, за свою более чем 70 летнюю историю кафедра прошла длинный путь своего становления, на котором было и потрясение Великой Отечественной войны, и кризис времен перестройки и образование нового Российского государства. Коллектив кафедры с течением времени менялся, но идеи, которые привносили ученые разных лет, и, пожалуй, эпох, сохраняются и бережно передаются новому поколению студентов, многие из которых становятся продолжателями научных традиций кафедры.