МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> ИУИТ >> Кафедра "Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте"

Основные исторические вехи кафедры «УЭР и БТ»

Одна из основных отраслей железнодорожной науки - эксплуатация железных дорог. Главной задачей является разработка методов наиболее рационального использования технических средств железнодорожного транспорта в их взаимодействии с целью полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, обеспечения безопасности движения поездов и достижения максимального эффекта от организации перевозочного процесса на железных дорогах.

Исследования по различным направлениям эксплуатационной науки были широко развернуты на кафедрах «Теория эксплуатации» и «Организация перевозок» под руководством профессоров И.И. Васильева и В.А. Соковича. Увеличение объемов перевозок и применение новых методов их организации потребовали разработки возникших в связи с этим проблем.

Появляется ряд работ в области теории маневровой работы, графиков движения, пропускной способности, использования локомотивов и вагонов, планирования и регулирования перевозок, специализации поездов и маршрутизации перевозок, а также проектирования и организации работы станции. В написанной И.И. Васильевым книге «Эксплуатация станций», вышедшей в 1925 г., была наиболее полно освещена теория маневровой работы.

Разработка вопросов теории маршрутизации перевозок обеспечила значительное увеличение количества формируемых на сети железных дорог маршрутов. Однако вопросы целесообразности ее применения решались в тот период еще только изолированно для отдельных струй вагонопотоков, что не могло обеспечить нахождения действительно оптимальных вариантов маршрутизации перевозок.

Проблемы организации вагонопотоков и маршрутизации перевозок грузов стали важнейшим направлением исследований, проводимых на кафедре «Эксплуатация железных дорог» (с 1982г. кафедра стала называться «Управление эксплуатационной работой»).

С 1935 г. впервые стали применяться технологические процессы работы станций, основанные на обобщении передовых методов труда. В послевоенный период технологические процессы работы станции были усовершенствованы. В результате научного обобщения передовых методов были разработаны новые типовые технологические процессы сортировочных и грузовых станций.

В дальнейшем в ходе исследований, проведенных профессорами В.М. Акулиничевым, И.Б. Сотниковым, Н.Н. Шабалиным, доцентом А.Н. Корешковым, с использованием математических методов и моделирования станционных процессов были разработаны современные способы расчета показателей работы станций, обоснован выбор мер по их техническому перевооружении. Методы расчетов потребного числа путей в парках станций, предложенные по результатам этих исследований, включены в «Инструкцию по проектированию станций и узлов железных дорог».

В 1944 г. профессор А.П. Петров, в то время работавший на кафедре, предложил метод расчета для выбора оптимального варианта плана формирования поездов из большего числа возможных вариантов. Это значительно упрощало расчеты при составлении плана формирования поездов по сравнению с аналитическим методом, предложенным ранее профессором И.И. Васильевым.


Профессор А.П.Петров (в центре) с профессорами МИИТа. Слева направо: профессор В.М.Акулиничев, профессор В.Г.Шубко, профессор Ф.П.Кочнев, профессор А.А.Петров, профессор Л.А.Баранов, профессор Л.П.Тулупов.


В 1945-1947 гг. ученые кафедры решали вопросы дальнейшего развития теории планов формирования поездов: уточнения факторов, влияющих на простой вагонов под накоплением, определения величины простоя в ожидании формирования и отправления поездов по графику, разработки теории групповой маршрутизации, методики определения эффективности отдельных ее видов и др.

В период с 1945г. по 1950г. кафедра меняла свое название и называлась «Организация движения поездов», а с конца 40-х годов стала называться «Эксплуатация железных дорог».

Заведующие кафедрой: с 1924г - «Организация перевозок» и «Теория эксплуатации», с 1949г. – «Эксплуатация железных дорог», с 1982 г. - «Управление эксплуатационной работой», с 2011г. - «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»


В период с 1924г. по 1952 г. кафедра меняла названия и её руководителями были крупные ученые железнодорожного транспорта, известные организаторы эксплуатационной науки:

1924-1927 г.г. Сокович В.В. – заведующий кафедрой «Организация перевозок»;

1924-1927г.г. Васильев И.И. – заведующий кафедрой «Теория эксплуатации»;

1927-1928г.г. Шухов В.В.

1928-1931г.г. Бовэ Г.Г.

1931-1932г.г. Васильев И.И.

1932-1935г.г. Михальсон К.П.

1935-1936г.г. Петров А.П.

1936-1937г.г. Изралимский-Марут Е.С.

1937-1938г.г. Петров А.П.

1938-1939г.г. Аксенов И.Я.

В 1939г. организована кафедра «Грузовая работа», с 1939г. по 1941г., которой заведовал Барибан А.П.

В 1942 году две кафедры «Теория эксплуатации» и «Грузовая работа» были объеденены в одну кафедру «Эксплуатация и грузовая работа».

1942-1945г.г. Померанцев В.В. – заведующий кафедрой «Эксплуатация и грузовая работа».


С 1952г. по 1982г. заведовал кафедрой «Эксплуатация железных дорог», а с 1982г. по 1991г. - кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Кочнев Фёдор Петрович (1906-1997) - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г.Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), ректор МИИТа с 1955г. по 1980г., почетный профессор МИИТа, доктор технических наук, профессор.

С 1991г. по 1994г. кафедрой заведовал Платонов Герман Александрович (1936-1994) - кандидат технических наук, профессор.

С 1994г. по 2004г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой» заведовал Дьяков Юрий Вячеславович (1939-2004) - заслуженный работник транспорта доктор технических наук, профессор.

С 2004г. по 2011г. заведовал кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Батурин Александр Павлович (1949 г.р.) – доктор технических наук, профессор.

С 2011 г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» заведует Морозов Вадим Николаевич (1954 г.р.) – первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук.


С 1952 по 1991 г. кафедрой заведовал Федор Петрович Кочнев - ректор МИИТа с 1955 по 1980 г., заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г.Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), почетный профессор МИИТа, доктор технических наук, профессор.



Кафедра «УЭР» 1986г. заведующий кафедрой: д.т.н., профессор Ф.П.Кочнев


Под руководством Ф.П. Кочнева была поставлена по-новому методическая работа. Учебник «Организация движения на железнодорожном транспорте» под его общей редакцией впервые увидел свет в 1958г. Это издание, утвержденное ГУУЗом МПС СССР в качестве учебника для студентов эксплуатационных факультетов институтов железнодорожного транспорта и рекомендованное как пособие для инженерно - технических работников, связанных с эксплуатацией железных дорог, долгое время было настольной книгой многих студентов.

Ф.П. Кочневым была создана учебная лаборатория, в которой прошли обучение десятки тысяч студентов-эксплуатационников. Техническое оборудование учебной лаборатории кафедры было лучшим среди высших учебных заведений МПС СССР. Занятия проводились на макете железной дороги, включающей в себя 12 станций,

Следует отметить, что под идейным и практическим руководством Ф.П.Кочнева на кафедре был построен действующий макет учебной железной дороги для организации лабораторного практикума для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог», который просуществовал на кафедре более 40 лет. Макет состоял из 11-ти перегонов и 12-ти станций, оборудованных реальными пультами управления, а межстанционные перегоны были оснащены автоматической блокировкой и полуавтоблокировкой.

Пульт управления станции «Магнитная», оборудованный БМРЦ

Студенты на макете сортировочной станции «Фестивальная»

В 1961 году на кафедре «Эксплуатация железных дорог» была также организована научно-исследовательская лаборатория «Организация движения поездов» (НИЛ ОДП), имеющая в своем составе 30 сотрудников. Многие из них впоследствии стали ведущими учеными в области эксплуатации железных дорог. Результаты научных исследований лаборатории публиковались в специальных выпусках трудов.

У истоков создания научно-исследовательской лаборатории «Организация движения поездов» НИЛ ОДП был видный учёный, крупный организатор отраслевой науки, доктор технических наук, профессор Тихонов Константин Кузьмич.. В последствии эту лабораторию возглавляли: профессора Шубко В.Г., Гоманков Ф.С., Шапкин И.Н., доценты Жабров С.С., Сапежинский Ф.Н.





Учеными кафедры создана научная школа «Проектирование, технология функционирования и оптимизация работы транспортных систем»

Основатели научной школы - академик Образцов Владимир Николаевич и заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Кочнев Федор Петрович. Параллельно велась работа по развитию учебно- лабораторной базы кафедры «Эксплуатация железных дорог».

Основными направлениями научных исследований кафедры являются:

1. «Организация пассажирских перевозок».

Это направление в течение длительного времени возглавлял д.т.н., профессор Федор Петрович Кочнев. В результате научных исследований им были написаны учебники и монографии: «Пассажирские перевозки», «Вес и скорость пассажирских поездов», «Оптимальные параметры пригородных перевозок» и др. Его учениками, развивающими это направление являются д.т.н., профессор Шубко Владимир Григорьевич и д.т.н., профессор, действительный член Российской Академии транспорта Пазойский Юрий Ошарович.

Шубко В.Г. разработал методику расчета и оптимизации плана формирования пассажирских поездов, являлся автором учебников «Совершенствование пассажирских перевозок», «Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (в примерах и задачах)». Пазойский Ю.О. развил проблему организации пригородных перевозок на железнодорожном транспорте. Им предложены решения по оптимизации графика движения и графика оборота пригородных составов, определению размеров движения пригородных поездов, расчету оптимального числа зон на пригородном участке, разработке принципов построения тактового графика движения пригородных поездов.

2. «Оптимизация развития пропускной и провозной способности железных дорог».

Основоположник этого направления д.т.н., профессор Макарочкин Андрей Михайлович в своей кандидатской диссертации, защищенной в середине прошлого века, впервые поставил и решил проблема оптимизации многоэтапного процесса развития технического оснащения железнодорожных линий. В своих последующих работах А.М. Макарочкин обосновывал теоретический подход к проблеме оптимизации технического оснащения железнодорожных линий, входящих в крупные полигоны сети.

Учениками профессора А.М. Макарочкина, которые продолжили исследования в этом направлении являются:

- заслуженный работник транспорта, д.т.н., профессор, действительный член Академии транспорта РФ и Украины Дьяков Юрий Вячеславович, которым были разработаны: комплексная интенсивная технология перевозочного процесса на грузонапряженных линиях; научный метод использования и развития пропускной способности железных дорог; методы создания новой технологии диспетчерского управления на железных дорогах в условиях ДЦУП; развитие информационных технологий поездной работы в условиях новой структуры управления перевозочным процессом;

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой» 1996г.

Заведующий кафедрой с 1994 по 2004г.г. - д.т.н., профессор Дьяков Ю.В.





- д.т.н., профессор Батурин Александр Павлович, им разработана теория выбора оптимального развития технического оснащения сети железных дорог; методика расчета сетевого плана формирования одногруппных грузовых поездов, внедренная на сети железных дорог РФ.

3. «Оптимальные параметры технологии и технического оснащения работы сортировочной станции»

Возглавлял научное направление д.т.н., профессор Сотников И.Б. Под его научным руководством разработана оригинальная методика расчета оптимальных параметров и технического оснащения сортировочных станций с использованием методов математического моделирования станционных процессов. Результаты исследований отражены в монографии «Взаимодействие станций и участков железных дорог», учебных пособиях «Управление эксплуатационной работой железных дорог», «Эксплуатация железных дорог (в примерах и задачах)», «Технико-экономические расчеты в эксплуатации железных дорог». В дальнейшем эту проблему развил к.т.н., профессор А.Н. Корешков, который разработал современные методы расчета технологии работы сортировочной станции и оптимизации ее параметров. Большой вклад в развитие методов расчета технологии сортировочных станций на основе статистического моделирования внесли работы д.т.н., профессора Н.Н. Шабалина, работавшего долгое время на кафедре.

К.т.н., профессор Г.А. Платонов разработал программу курса «Эргономика на железнодорожном транспорте» и выпустил учебник для вузов железнодорожного транспорта под одноименным названием. Он являлся автором многих учебно-методических пособий и указаний, а также монографии «Поезда, пассажиры, математика».

Д.т.н., профессором Иловайским Н.Д. впервые научно разработана и реализована с помощью ЭВМ система поездообразования и текущего планирования на сортировочных станциях. Новым научным направлением профессора Иловайского Н.Д. является развитие маркетинга грузовых перевозок и сервиса на железнодорожном транспорте, отвечающие проблемам рыночной экономики. Результаты исследований отражены в монографии «Маркетинг в перевозках грузов» и учебнике для вузов железнодорожного транспорта «Сервис на транспорте (железнодорожный транспорт)», написанного в соавторстве с к.т.н., доцентом кафедры А.Н.Киселевым.

4. «Теория организации вагонопотоков и маршрутизация перевозок».

Данному научному направлению посвящены труды д.т.н., профессоров В.М. Акулиничева, Н.Е. Борового, Л.П. Тулупова, к.т.н. Ф.С. Гоманкова. Научные труды, опубликованные в МИИТе и в издательстве «Транспорт»: «Система организации вагонопотоков» В.М. Акулиничева, «Маршрутизация перевозок» Н.Е. Борового, учебник для экономических специальностей вузов железнодорожного транспорта «Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте» профессора Ф.С. Гоманкова.

Значительный вклад в дальнейшее развитие этого научного направления внесли труды докторов технических наук, профессоров кафедры А.П. Батурина и действительного члена Российской Академии транспорта А.Ф. Бородина, позволившие реализовать расчет сетевого плана формирования одногруппных грузовых поездов, для создания и внедрения на сети железных дорог России «Автоматизированной системы организации вагонопотоков» (АСОВ). Разработанная методика составления плана формирования грузовых поездов легла в основу Инструктивных указаний по организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО «РЖД».

5. Автоматизация разработки графика движения поездов

В числе учёных, которые первыми пытались создать программный комплекс по автоматизированному составлению графика движения поездов следует отметить доцентов Самарину Н.А., Бернардо дел Рио, старшего научного сотрудника Феоктистова Л.В. Уже в семидесятые годы прошлого века ими были разработаны программы на ЭВМ, позволяющие впервые в нашей стране строить графики движения для однопутных и двухпутных железнодорожных линий. По разработанному доцентом Самариной Н.А. алгоритму были выполнены в свое время расчёты по составлению графика движения поездов на конкретных направлениях сети: Орехово – Зуево -Балезино; Иловайское - Минеральные воды; Ртищево-Пенза; Можайск - Смоленск, общей протяженностью 2000 км.

6. «Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте»

Это научное направление с 1983 г. возглавлял заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Л.П. Тулупов. Под его научным руководством разработаны и внедрены новые системы нумерации грузовых вагонов и станций (Единая сетевая разметка), обобщены приемы и методы решения интенсивной технологии поездной и грузовой работы, разработаны методики решения задачи распределения порожних вагонов с учетом их типов и пригодности под погрузку, методики и алгоритмы многофакторного прогнозирования для автоматизированной системы оперативного управления перевозками, технология поездной работы на основе многофакторного прогнозирования и моделирования его работы (на 3-6 часов), а также многокритериального нормирования технологических операций для АСТП станций. Д.т.н., профессором И.Н. Шапкиным разработана информационная технология организация поездной работы на основе «твердых» ниток графика и перехода к дискретным методам управления перевозками. Результаты исследований опубликованы в монографиях «Современные технологии, организация и управление эксплуатационной работой на железных дорогах», «Инновационные технологии на железнодорожном транспорте», «Эксплуатационная деятельность на железнодорожном транспорте», «Эксплуатация железных дорог на рубеже веков», «Логистика перевозок на железнодорожном транспорте». Разработана система комплексной оценки работы поездного диспетчера на основе технико-экономических критериев. Под редакцией профессора Л.П. Тулупова издан учебник «Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте».

7. Взаимодействие магистрального и промышленного железнодорожного транспорта

Этой проблемой занимались профессора Выгнанов А.А., Шмулевич М.И., доценты Баландюк Г.С., Зеленков В.И. Ими подготовлен значительный методический материал, который использовался для чтения лекций и проведения практических занятий.

8. Обоснование весовых норм грузовых поездов на железнодорожных направлениях.

Основы теории выбора оптимальных весовых норм грузовых поездов были разработаны профессором Тихоновым К.К. Эти исследования были продолжены в работах доцентов Ильина В.В., Андреева Б.Ф., Голубева В.В. До настоящего времени эти работы используются при обосновании унифицированных и параллельных весовых норм грузовых поездов, а также при обосновании целесообразности организации пунктов перелома весовых норм и пунктов подталкивания грузовых поездов на перегонах с руководящим уклоном.

9. Безопасность движения.

Важнейшей проблемой железнодорожного транспорта является безопасность движения подвижного состава. В МИИТе впервые была лицензирована и открыта специальность 190702.65 «Организация и безопасность движения (железнодорожный транспорт)». Постановлением Ученого совета МИИТа от 19 марта 2003 года была создана выпускающая кафедра «Организация и безопасность движения». Заведующим кафедрой стал д.т.н., профессор, действительный член Российской академии транспорта Александр Алексеевич Хохлов. В 2003 году состоялся первый набор студентов по специальности «Организация и безопасность движения».


Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой».

Заведующий кафедрой с 2004 по 2011г.г. - д.т.н., профессор А.П.Батурин


Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - сегодняшний день и перспективы.

1 декабря 2011 года произошло объединение двух кафедр ИУИТ «Управление эксплуатационной работой» и «Организация и безопасность движения» и была образована кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» (УЭР и БТ), которую возглавил первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, д.т.н. Вадим Николаевич Морозов.

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», 2014г. Заведующий кафедрой с 2011г. - д.т.н., профессор В.Н.Морозов


Кафедра постоянно выполняет фундаментальные научные исследования, которые используются в практике работы железных дорог. Среди них «Теоретические основы разработки инновационных технологий в грузовом и пассажирском движении, обеспечивающих эффективность и безопасность перевозок на железнодорожном транспорте», которые способствуют дальнейшему развитию инновационных технологий на железнодорожном транспорте.

На кафедре введена и эксплуатируется система автоматизированного роспуска составов с сортировочной горки, позволяющая студентам и аспирантам более глубоко изучить процесс роспуска составов в условиях автоматизации.

На кафедре функционирует научно-образовательный внедренческий центр НОВЦ «Инновационные технологии управления производственно-эксплуатационными процессами».

ЛАБОРАТОРИИ КАФЕДРЫ УЭР и БТ

  • Аудитория 1502 «Центр диспетчерского управления движением поездов»

Лабораторные занятия и деловые игры выполняются в «Центре диспетчерского управления движением поездов» кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте».


В «Центре диспетчерского управления движением поездов» студенты изучают работу дежурного по станции (ДСП), закрепляют знания, полученные на лекционных и практических занятиях по организации движения поездов, вырабатывают практические навыки работы в должности дежурного по станции как при нормальной работе устройств сигнализации, централизации, блокировке и связи (СЦБ), так и в условиях неисправности устройств электрической централизации (ЭЦ).

Занятия проводятся на действующем макете железной дороги, состоящем из 12 станций и 11 перегонов. Для управления стрелками и сигналами на каждой станции имеется аппарат управления и автоматизированное рабочее место дежурного по станции (АРМ ДСП). Специальный подвижной состав – пассажирские и грузовые локомотивы с вагонами представляют собой поезда соответствующих категорий. Каждому поезду присвоен номер согласно действующей на сети железных дорог нумерации.


  • Учебная аудитория 1505 «Центр автоматизированного управления работой сортировочной станцией»

В «Центре автоматизированного управления работой сортировочной станцией» студенты изучают порядок выполнения станционных технологических операций на автоматизированных рабочих местах «Имитационного сетевого тренажёра АРМ Бекасово-Сортировочное».

Имитационный сетевой тренажёр «АРМ Бекасово-Сорт.» с программным комплексом состоит из семи персональных компьютеров, каждый из которых представляет автоматизированное рабочее место дежурных по паркам.


  • Аудитория 1506 «Центр организации и безопасности движения на железнодорожном транспорте»

В центре проходят подготовку студенты специальности «Эксплуатация железных дорог» по специализации «Безопасность движения и эксплуатация железнодорожного транспорта», а также бакалавры по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация и безопасность движения». Студенты под руководством преподавателей изучают теоретические основы и технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, нормативно-техническое обеспечение безопасности движения, технический аудит на железнодорожном транспорте, проводят служебные расследования транспортных проишествий, решают задачи обеспечения безопасности в транспортном комплексе с помощью компьютерных программ.


  • Аудитория 1520 «Научно-образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте»

Научно-образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте (НОЦ) создан 1 сентября 2012 г. приказом ректора МГУПС (МИИТ).



НОЦ создан для объединения и координации усилий кафедры "УЭР и БТ" Московского государственного университета путей сообщения, соответствующих кафедр региональных отраслевых ВУЗов, а также подразделений научно-исследовательских организаций ОАО «РЖД» в проведении научных исследований и подготовке научных кадров в области организации и управления перевозочным процессом на основе прогрессивных технологий, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте; результатов современных научных исследований, отвечающих возрастающим потребностям экономики страны в железнодорожных перевозках пассажиров и грузов.

В НОЦ проводятся практические занятия, лабораторные работы, научно-практические семинары для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» и направления подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» по следующим дисциплинам: «Управление эксплуатационной работой», «Информационные технологии на магистральном транспорте», «Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе», «Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения», «Технические средства обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте».

В НОЦ установлен Тренажерный комплекс оперативного персонала сортировочной горки (ТК ОПСГ-Бекасово). Тренажерный комплекс предназначен для обучения студентов рабочим специальностям уже в ВУЗе - дежурных по горке (ДСПГ), операторов второй и третьей тормозных позиций, ускоряя профессиональный рост на производстве. Обучение проводится на базе учебно-методического комплекса ТК ОПСГ, который содержит технологические основы роспуска в системе КСАУ СП, практические занятия по темам, отрабатываемые с помощью базовых сценариев роспуска составов, реализованных в ТК ОПСГ-Бекасово с учетом нештатных ситуаций.

Кроме того, ТК ОПСГ-Бекасово используется для повышения квалификации оперативного персонала сортировочных горок станций Дирекций управления движением ОАО «РЖД»; в системе технической учебы работников сортировочных станций; для совершенствования бизнес-процессов сортировочной горки в рамках научных исследований.


В НОЦ создан учебный комплекс программных средств по изучению методов управления перевозочным процессом с имитацией действующих автоматизированных систем (УК ПСЦД).

Учебный комплекс программных средств УК ПСЦД представляет собой Учебный полигон из 10 рабочих мест – станционных АРМ и одно рабочее место – АРМ преподавателя. На каждом станционном АРМе запускаются программы: АРМ оператора технической конторы, АРМ приёмосдатчика, АРМ ДНЦ системы ГИД Урал-ВНИИЖТ. Также может быть запущена программа «Графическая справочная система (ГСС АСУ СТ)», предназначенная для получения достоверной динамической (самообновляющейся на экране при изменении ситуации на станциях) информации о наличии вагонов на станциях участков управления перевозками и в подходе к ним. На каждом станционном АРМе установлена своя нормативно-справочная информация (НСИ), описывающая схему станции, технические характеристики и специализацию путей.

Создание учебного комплекса программных средств позволило студентам не только освоить приёмы быстрого поиска необходимой информации, но, в первую очередь, помогает приобрести навыки выбора нужных управляющих решений на основе анализа полученной информации.

Кроме того, учебный комплекс программных средств с имитацией действующих автоматизированных систем ГИД «Урал-ВНИИЖТ» и АСУ СТ, предназначен для подготовки работников Дирекций управления движением методам управления поездной работой на диспетчерских участках, управления технологическими процессами на сортировочных станциях.


  • Аудитория 1607 Научно–образовательный, внедренческий центр «Инновационные технологии управления производственно-экономическими процессами» - НОВЦ.

Основной целью деятельности НОВЦ является оказание компьютерной поддержки юридическим и физическим лицам в принятии оптимальных решений в области организации материальных и транспортных потоков путем внедрения результатов деятельности (РИД) в виде компьютерных моделей, а также внедрения РИД в активные формы обучения. Руководитель НОВЦ – д.т.н., профессор И.Н.Шапкин.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

За период 2009-2015г.г. на кафедре издано 19 монографий общим объемом более 800 п.л., 1 учебник с грифом УМО, 17 учебных пособий общим объемом 400 п.л., методических указаний – 42.

Преподаватели кафедры читают лекции и ведут занятия по 44 дисциплинам учебных планов для инженеров путей сообщения специальности ««Эксплуатация железных дорог», направления подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов», а также для профильных направлений бакалавров других институтов МГУПС (МИИТ).

На кафедре ведётся подготовка 20 аспирантов очной и заочной формы обучения, руководителями которых являются ведущие ученые кафедры, выполняющие научную, учебно-методическую и практическую деятельность по основным направлениям перевозочной деятельности и безопасности движения на железнодорожном транспорте.


коллектив кафедры «УЭР и БТ» сегодня.

Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - высококвалифицированный коллектив, который способен успешно готовить современных инженеров путей сообщения в области организации перевозок, управления эксплуатационной работой, безопасности движения на железнодорожном транспорте, выполнять фундаментальные научные исследования в области развития эксплуатационной науки и высоко нести научный уровень исследований в области эксплуатации железнодорожного транспорта.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 25 человек, среди которых много преподавателей с большим стажем и опытом работы, а также молодых перспективных ученых. Из них - 7 докторов наук, профессоров, 7 кандидатов технических наук, доцентов, 5 старших преподавателей. Учебно-вспомогательный персонал кафедры представляет коллектив из 6 человек.