Основные сведения
О подразделении

Кафедра развивает научные исследования по совершенствованию технологии организации перевозочного процесса и безопасности движения на железнодорожном транспорте. Тематика научно-исследовательских работ кафедры:

  • Разработка Концепции перспективного диспетчерского управления на сети железных дорог с применением сквозных принципов.
  • Разработка Методики определения порядка формирования корректирующих воздействий на вагоны/поезда/ отправки на станции и в пути следования, имеющие потенциальные риски нарушения сроков доставки.
  • Оценка соответствия технического оснащения, конструктивных решений вагонов, запрещенных к роспуску, на предмет возможности снятия запрета на их роспуск с сортировочных горок.
  • Актуализация Методических рекомендаций по написанию технических заключений при расследовании нарушений безопасности движения.
  • Проведение испытаний для оценки безопасности и возможности роспуска с сортировочных горок железнодорожных станций вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов 2-го класса опасности (пропанобутановые смеси), а также порожних, предназначенных для перевозки.
  • Разработка разделов технологического процесса и разделов технологических решений работы Центра управления перевозками ОАО «РЖД».
  • Переработка разделов Инструктивных указаний по организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО «РЖД».
  • Разработка разделов Технико-технологической модели управления перевозочным процессом в направлении портов Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна на перспективу до 2025 года.
  • Переработка Инструкции по определению станционных и межпоездных интервалов с учетом новых средств и методов интервального регулирования движения поездов.
Образовательные программы
  • 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», специализация «Магистральный транспорт». Уровень обучения - специалитет. Форма обучения – очная, очно-заочная (вечерняя). Подготовка высококвалифицированных специалистов по организации и управлению перевозочным процессом, транспортными потоками, эксплуатационной работой с учетом безопасности движения на железнодорожном транспорте.
  • 23.03.01 «Технология транспортных процессов»
    профиль «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Уровень обучения - бакалавриат. Форма обучения – очная. Подготовка бакалавров по организации перевозок и управлению перевозочным процессом на основе применения цифровых технологий с обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте.
  • 23.03.01 «Технология транспортных процессов» Профиль «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте». Уровень обучения - бакалавриат. Форма обучения – очная. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области организации перевозок и управлению на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте. При обучении рассматривается широкий круг вопросов, включая: технологию, организацию, планирование и управление технической эксплуатацией автотранспортных средств; организацию рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему; организацию системы взаимоотношений по обеспечению безопасности дорожного движения.
Преподаваемые дисциплины
  • Управление эксплуатационной работой.
  • Основы профессиональной деятельности.
  • Организация работы начальника станции.
  • Лабораторный практикум по управлению движением поездов.
  • Единый сетевой технологический процесс.
  • Полигонные технологии.
  • Автоматизация управления эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте.
  • Современные методы диспетчерского управления перевозочным процессом.
  • Обеспечение безопасности поездной и маневровой работы с опасными грузами на транспорте.
  • Методы оптимизации эксплуатационной работы направлений и полигонов железнодорожной сети
  • Проектная деятельность.
  • Технология управления пассажирскими перевозками;
  • Автоматизированные системы управления автомобильного транспорта;
  • Управление безопасностью дорожного движения;
  • Автоматизации на автомобильном транспорте;
  • Моделирование транспортных процессов;
  • Нормативное обеспечение безопасности дорожного движения (ПДД).
  • Современное развитие науки и техники.
Направления научно-исследовательской деятельности
  • Организация вагонопотоков на сети ОАО «РЖД».
  • Диспетчерское управление на сети железных дорог с применением сквозных принципов.
  • Организация пассажирских перевозок.
  • Оценка соответствия технического оснащения, конструктивных решений вагонов, запрещенных к роспуску, на предмет возможности снятия запрета на их роспуск с сортировочных горок.
  • Обеспечение безопасности поездной и маневровой работы с опасными грузами на транспорте.
  • Технологический процесс и технологические решения работы Центра управления перевозками ОАО «РЖД».
История

Одна из основных отраслей железнодорожной науки - эксплуатация железных дорог. Главной задачей является разработка методов наиболее рационального использования технических средств железнодорожного транспорта в их взаимодействии с целью полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, обеспечения безопасности движения поездов и достижения максимального эффекта от организации перевозочного процесса на железных дорогах.

Исследования по различным направлениям эксплуатационной науки были широко развернуты на кафедрах «Теория эксплуатации» и «Организация перевозок» под руководством профессоров И.И. Васильева и В.А. Соковича, которые стали основателями и первыми заведующими этих кафедр с 1924 г. по 1927 г.

С 1924 г. кафедра меняла названия и её руководителями были крупные ученые железнодорожного транспорта, известные организаторы эксплуатационной науки:

  • 1924 г.-1927 г. – заведующий кафедрой «Организация перевозок» - д.т.н., профессор В.В. Сокович;
  • 1924 г.-1927 г. – заведующий кафедрой «Теория эксплуатации» - д.т.н., профессор И.И. Васильев;
  • 1927 г.-1928 г. – заведующий кафедрой В.В. Шухов;
  • 1928 г.-1931 г. – заведующий кафедрой Г.Г. Бовэ;
  • 1931 г.-1932 г. – заведующий кафедрой И.И. Васильев;
  • 1932 г.-1935 г. – заведующий кафедрой К.П. Михальсон;
  • 1935 г.-1936 г. – заведующий кафедрой А.П. Петров;
  • 1936 г.-1937 г. – заведующий кафедрой Е.С. Изралимский-Марут;
  • 1937 г.-1938 г. – заведующий кафедрой А.П. Петров;
  • 1938 г.-1939 г. – заведующий кафедрой И.Я Аксёнов;
  • 1939 г. – организована кафедра «Грузовая работа», с 1939 г. по 1941 г., которой заведовал А.П. Барибан.
  • 1942 г.-1945 г. – заведующий кафедрой «Эксплуатация и грузовая работа» - д.т.н., профессор В.В. Померанцев;
  • В период с 1945 г. по 1950 г. кафедра меняла свое название и называлась «Организация движения поездов», а с конца 40-х годов стала называться «Эксплуатация железных дорог».
  • 1952 г.-1982 г. – заведующий кафедрой «Эксплуатация железных дорог», с 1982 г. по 1991 г. – заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Ф.П. Кочнев.
  • 1991 г.-1994 г. – заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - кандидат технических наук, профессор Г.А. Платонов.
  • 1994 г.-2004 г. – заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - заслуженный работник транспорта доктор технических наук, профессор Ю.В. Дьяков.
  • 2004 г.-2011 г. – заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - доктор технических наук, профессор А.П. Батурин.
  • 2011 г.-2016 г. – заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук, доцент В.Н. Морозов.
  • 2016 г. – 2021г. — заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - доктор технических наук, профессор В.А. Шаров.
  • 2021г – по наст. время ­– заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - доктор технических наук, профессор А.Ф. Бородин.

На кафедре разработки велись с самого начала ее образования - с 1924 года.  В это время появляются исследования в области теории маневровой работы, графиков движения поездов, пропускной способности, использования локомотивов и вагонов, планирования и регулирования перевозок, специализации поездов и маршрутизации перевозок, а также проектирования и организации работы станции.

В 1926 г. разрабатывается  методика расчетов для определения выгодности специализации поездов по направлениям в соответствии с их грузовыми потоками, которая применялась при разработке схем специализации, а принцип определения оптимального варианта по экономии вагоно-часов сохранился до настоящего времени при решении вопросов выбора оптимального плана формирования поездов. Одновременно было разработано и принято «нормативное положение о маршрутных поездах», в котором указывался порядок их формирования, следования в пути и передачи с дороги на дорогу.

С 1935 г. впервые стали применяться технологические процессы работы станций, основанные на обобщении передовых методов труда. В послевоенный период технологические процессы работы станции были усовершенствованы. В результате научного обобщения передовых методов были разработаны новые типовые технологические процессы сортировочных и грузовых станций.

В дальнейшем с использованием математических методов и моделирования станционных процессов были разработаны современные способы расчета показателей работы станций, обоснован выбор мер по их техническому перевооружении. Методы расчетов потребного числа путей в парках станций, предложенные по результатам этих исследований, включены в «Инструкцию по проектированию станций и узлов железных дорог».

В 1945-1947 гг. ученые кафедры решали вопросы дальнейшего развития теории планов формирования поездов. Профессор А.П. Петров, в то время работавший на кафедре, предложил метод расчета для выбора оптимального варианта плана формирования поездов из большего числа возможных вариантов. Были уточнены факторы, влияющие на простой вагонов под накоплением, определения величины простоя в ожидании формирования и отправления поездов по графику, разработки теории групповой маршрутизации, методики определения эффективности отдельных ее видов и др.

Особая веха кафедры связана с  Фёдором Петровичем Кочневым (1906-1997) - заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, почетным доктором Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г. Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), ректором МИИТа с 1955 г. по 1980 г., почетным профессором МИИТа, доктором технических наук, профессором.

О трудах и заслугах Фёдора Петровича Кочнева как учёного, педагога и
организатора опубликовано много – 54 года работы в МИИТе, 25 лет в должности ректора, 36 лет в должности заведующего кафедрой, более 120 научных трудов, научный руководитель более 30 диссертаций.
Профессора кафедры эксплуатации железных дорог МИИТа,
возглавляемой Ф.П.Кочневым: И.Б.Сотников, И.Г.Тихомиров, Б.М.Максимович, Г.И.Черномордик, К.К.Тихонов, В.М.Акулиничев, А.М.Макарочкин, Н.Е.Боровой, Н.Н.Шабалин, Г.А.Платонов, Л.П.Тулупов, В.Г.Шубко, Ю.В.Дьяков – все эти имена долгие десятилетия будут сиять на эксплуатационном небосклоне. Традиции коллектива кафедры затем продолжили профессора В.А.Буянов, Н.Д.Иловайский, М.И.Шмулевич, А.П.Батурин, Ю.О.Пазойский, И.Н.Шапкин, Д.Ю.Левин, В.Н.Морозов, В.А.Шаров, А.Ф.Бородин.

Ф.П. Кочневым была создана учебная лаборатория, аналогов которой не было в вузах железнодорожного транспорта и техническое оборудование учебной лаборатории кафедры было лучшим среди высших учебных заведений МПС СССР. В ней прошли обучение десятки тысяч студентов-эксплуатационников. Занятия проводились на макете железной дороги, включающей в себя 12 станций, оборудованных реальными пультами управления, а межстанционные перегоны были оснащены автоматической блокировкой и полуавтоблокировкой.

В 2018-2019 г.г. специалисты и бакалавры под руководством преподавателей кафедры Е.В. Бородиной, Р.А. Ефимова, В.К. Сергиенко участвовали в чемпионатах РУТ(МИИТ) Worldskills по компетенции «Управление перевозочным процессом на ж.д. транспорте». В 2018 г. заняли первое место среди студентов РУТ (МИИТ), Московского колледжа ж.д. транспорта и Института прикладных технологий.

В 2020 году студент 4 курса специальности «Эксплуатация железных дорог. Магистральный транспорт» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ), Пашкеев Иван Сергеевич, под руководством старшего преподавателя кафедры Тимковой Александры Юрьевны одержал победу в IV Национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» 2020. Весь коллектив кафедры УЭРиБТ поддерживал Ивана в его нелегком труде на пути к победе.

В октябре 2019 г. на V Международном конкурсе изданий для образовательных организаций высшего образования «Университетская книга-2019» на ВДНХ два учебника и два учебных пособия преподавателей кафедры получили грамоты, а также Дипломы I и II степени в номинации «Лучшее учебное издание для подготовки специалистов и бакалавров».

С 2016 г. на кафедре ведется специализированная подготовка на кафедре студентов 4-го курса специальности (23.05.04) «Эксплуатация железных дорог» по технологии «Авторский класс» в рамках дополнительной профессиональной программы для обеспечения опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов для Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» по управлению эксплуатационной работой на железнодорожных линиях и полигонах, а также для сокращения срока адаптации обучаемых на рабочих местах. Тематика авторских классов:

  1. «Полигонные технологии эксплуатационной работы на сети ОАО «РЖД».
  2. «Повышение эффективности работы сортировочных станций в системе взаимодействия вертикалей производственного блока и полигонов сети ОАО «РЖД».
  3. «Комплексная технология управления эксплуатационной работой на основе сквозных принципов и специализации железнодорожных линий по преимущественным видам движения».

Сегодня кафедра имеет три учебных лаборатории, оснащенные современными тренажерными комплексами: «Центр диспетчерского управления движением поездов», «Центр автоматизированного управления работой сортировочной станции», «Центр подготовки оперативного персонала сортировочной станции», компьютерный класс и учебную аудиторию имени профессора Морозова Вадима Николаевича.